Реальная ИТ-отрасль в Красноярском крае сокращается, и тенденция становится угрожающей.
Так, за последние 20 лет количество компаний разработчиков ИС(информационных систем) сократилось более чем в 10 раз(это особенно относится к компаниям разработчикам ПО).
Сейчас их в Красноярске не более 5.
Освободившееся место на красноярском рынке занимают сторонние компании из Москвы, Санкт-Петербурга, т.д.. У сторонних компаний есть один системный недостаток: большие накладные расходы.
Поэтому, в разряд неэффективных работ попадают все те работы, которые требуют тщательного изучения и реализации индивидуальных требований заказчиков.
Совокупность таких работ могла бы создать экономическую нишу для количественного и качественного развития красноярских компаний, относящихся к категории малого и среднего бизнеса..
К сожалению, нужность таких работ сознают лишь управленцы нижнего звена, перезагруженные рутинной работой.
Руководители высшего звена не видят необходимости в том, что бы заниматься планомерным улучшением системы управления органов власти, крупных организаций, что приводит к отсутствию спроса на продукцию ИКТ-отрасли.
Напомню, что ИКТ-отрасль в мире возникла в 50 годы прошлого века как ответ на проблемы управления в военной сфере, а затем и в бизнесе.
Можно привести и более актуальный пример. В начале 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил «Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.». (Посмотреть можно здесь)
В этом прогнозе, разработанном Минобрнауки, говорится, что информационно-коммуникационные технологии в перспективе до 2030 г. могут подтолкнуть развитие таких сфер как машиностроение,
химическая промышленность и добыча полезных ископаемых.
Что предлагается
Начать преобразовывать систему управления Красноярским краем. Эта деятельность создаст спрос на развитие ИКТ-отрасли. Развитие ИТ-отрасли, в свою очередь,
не только стимулирует дальнейшее развитие системы управления Красноярским краем, но и окажет мультипликативный эффект на развитие других отраслей, как говорится в Прогнозе Минобрнауки.
Что понимается под преобразованием системы управления Красноярским краем
Стратегические направления изменения Системы управления краем, с целью достижения высокой степени управляемости:
- 1. Нужно в систему управления Красноярским включить функции управления изменениями. То есть придать ей свойство самосовершенствования. Т.е. ввести планирование изменений, по окончанию периода планирования анализировать достижения и недостатки и планировать следующие цели и пытаться их достичь.
- 2. Нужно провести учет управленческих процессов и создать открытое хранилище «Типовых управленческих процессов».
- 2.1. В результате. Можно привлечь науку для анализа эффективности этих процессов.
- 2.2. На основе Типовых процессов можно создать ССП(систему сбалансированных показателей), включающую KPI, которые будут мотивировать государственных служащих на достижение целей процесса, а не только сиюминутного выполнения поручения непосредственного руководителя.
- 3. Нужно создать систему сохранения знаний в управлении. Для этого разделить управление на две части. Условно называемые «водитель» и «автомобиль». Условный автомобиль аккумулирует отраслевые экспертные знания. Его задача знать «КАК», Водителям (непосредственным руководителям) нужно знать, «ЧТО», «КУДА», «ЗАЧЕМ». Автомобиль -это своеобразная котельная, в которой сохраняются и аккумулируются знания.
- 4. Создать «КОТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЙ» (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АВТОМОБИЛЬ» невозможно без глубокого применения методов ИКТ, поэтому нужно стимулировать развитие ИКТ — отрасли Красноярского края. Потребности управления и новые ИКТ возможности будут подтягивать друг -друга, как правая нога левую и наоборот.
Стратегия развития ИТ-отрасли России на 2014-2020 годы
В стратегии мы проводим четкую грань между понятиями ИТ-отрасли и ИТ-рынка. Так, мы разделяем производство (ИТ-отрасль) и потребление (ИТ-рынок). Николай Никифоров, доклад «Стратегия развития ИТ-отрасли России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», Москва, 25 октября 2013 года. (Посмотреть здесь) |
Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров на прошедшем 25 октября 2013 года — заседании Правительства РФ представил «c и на перспективу до 2025 года». В стратегии обозначено , что темпы дальнейшего развития ИТ-отрасли будут определяться способностью государства решить ряд проблем:
- кадровый голод,
- недостаточное количество исследований и разработок (пока вся отрасль живет на советском научном заделе, но он скоро кончится),
- несовершенство законодательной базы,
- низкий уровень координаций действий органов государственной власти при поддержке ИТ-отрасли.
Если говорить о проблемах ИТ-отрасли, то я бы добавил еще одну – резкое снижение спроса управленцев на автоматизированные системы управления. Здесь достаточно обратиться к цифрам упомянутого доклада. Общий объем производства ПО на внутрироссийском рынке составляет 30 миллиардов рублей, а объем производства ПО на экспорт – 120 миллиардов рублей. Даже сравнение этих двух цифр говорит об отсутствии внутреннего спроса.
Что я имею в виду? Эдвардс Деминг, которого часто называют автором японского чуда, в своей книге «Выход из кризиса» что 94% проблем, а следовательно и возможностей улучшений, принадлежат системе управления; и лишь 6% проблем — особые [7]. То есть большинство проблем, которые так или иначе зависят от уровня эффективности управления должны решаться путем организации управленческого труда.
В тоже время, академик Виктор Михайлович Глушков писал, что «создание действительно эффективной системы управления экономикой возможно лишь на основе правильного сочетания всех трех компонент –организации, экономических механизмов и автоматизации обработки информации» [4].
Спрос рождает предложение. Отсутствие спроса на создание эффективной системы управления предприятием, городом, краем приводит к свертыванию ИТ-отрасли в крае.
Научная организация управленческого труда
Еще в 1925 году Алексей Капитонович Гастев, основоположник советской школы научной организации труда (НОТ) поставил задачу перехода к научной организации труда и управления. Старой закрытой системе управления он предлагал «противопоставить все разоблачающую документацию, выражающуюся в чертежах, диаграммах, инструкциях, в точных записях и эскизах того оборудования, которое необходимо для работы» [1,2].
Для того чтобы внедрить научную организацию труда в управлении, по А.К. Гастеву, необходимо:
- 1) Разделить производственные (управленческие, административные) процессы на отдельные операции, из последовательности которых состоят эти процессы;
- 2) Создать и совершенствовать специальный инструмент для каждого вида операции;
- 3) Обучать служащих выполнению и совершенствованию приемов выполнения операций;
- 4) Создать и совершенствовать специальный инструмент для управления процессом;
- 5) Обучать организации и совершенствованию производственных процессов управленцев, для наиболее эффективного достижения цели процесса.
Следует отметить, что рекомендации Гастева относились к совершенствованию производственных процессов, и их невозможно механически перенести на управленческие процессы, так как существуют значительные отличия управленческих операций от операций производственных.
- Во-первых, цель таких операций часто состоит в выборе компромиссного решения двух или более взаимно-противоположных задач.
- Во-вторых, невозможно составить достаточно универсальный полный список видов операций, из-за слишком частой смены одних операций на другие, а также большого разнообразия самих операций;
- В-третьих, около 85% из общего времени, необходимого для достижения коллективного результата – это время, которое уходит на взаимодействие и координацию исполнителей различных операций, когда на сами операции, соответственно уходит 15% общего времени;
- В-четвертых, одним из основных ресурсов и результатов таких операции становится информация.
И тем ни менее, для совершенствования организационных методов управления можно воспользоваться указанным Гастевым направлением.
Напомню, что именно необходимость решения серьезных проблем в организации управленческой деятельности стимулировала развитие компьютеров, языков программирования, систем управления базами данных.
Так взаимное влияние методов управления и информационных технологий, в конечном счете, позволяет управлению становиться все более эффективным в решении поставленных передним ним задач.
Незавершенное производство в ИТ-отрасли
С другой стороны, для того чтобы товары и услуги, поставляемые ИТ-отраслью, отвечали ожиданиям управленцев в полной мере, их возможности должны быть сфокусированы в автоматизированных системах управления, т.е. усовершенствованных при помощи организационных методов системах управления, неразрывными частями которых являются информационные системы.
Но ИТ-рынок Красноярского края предлагает:
- компьютеры, периферийные устройства, запасные части и расходные материалы к ним, т.д.;
- коробочное программные продукты общего назначения, операционные системы, антивирусное программное обеспечение (ПО), системы управления базами данных (СУБД), средства разработки, офисные программы для создания документов, работы с электронными таблицами;
- бухгалтерские программы, системы управления документооборотом;
- предоставление услуг по созданию локальных сетей, подключению к сети ИНТЕРНЕТ.
Рис. 1. Тупик во взаимодействии ИТ отрасли и систем управления краем, муниципалитетом, коммерческой организацией.
Все эти товары и услуги никак не влияют на систему управления в целом, а лишь на ее отдельные части, а этого недостаточно. Напомню один из универсальных законов управления гласит, что наличие оптимальных систем управления частями не исключает гибели целого[3].
Для управленцев важно, чтобы в результате применения информационных технологий они получили результаты подобные перечисленным в следующих примерах:
- 1. Сократить срок разработки автомобиля с 64мес. до 39мес. к 2016 году.
- 2. Сократить сроки обслуживания 90% клиентов банка с 41 минуты до 10 минут.
- 3. Сократилось число дел о взыскании задолженности по арендной плате в 10 раз.
- 4. Увеличить собираемость платы за аренду земельных участков на 10 миллионов рублей в год
Это значит, что товары и услуги, поставляемые ИТ-отраслью, не отвечают ожиданиям управленцев в полной мере. Поэтому, говоря языком экономистов, отрасль умножает незавершенное производство [Рис. 1], а на языке политиков теряет кредит доверия.
В нашей стране был прецедент радикального повышения эффективности системы управления в оборонных отраслях промышленности за счет создания общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Предложил и руководил созданием ОГАС Виктор Михайлович Глушков, с одобрения председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина и министра обороны Д.Ф. Устинова [5].
То есть для повышения эффективности управления краем, как и для развития ИТ-отрасли в целом, необходимо стимулировать расширение числа организаций, занятых разработкой информационных систем для нужд управления, а также повышать качество их разработки.
Но количество разработчиков неуклонно уменьшается, а вместе с ним и качество разработки информационных систем. Так, если в 1998 году в Красноярске вместе с отделами АСУ насчитывалось около сотни организаций, специализировавшихся на создании информационных систем, то сейчас вряд ли можно насчитать больше 10.
В результате среди руководителей различного уровня сложилось устойчивое мнение, что в Красноярске нет специалистов для создания информационных систем и поэтому нужно приглашать разработчиков из Москвы или Новосибирска. Но, следует вспомнить, что еще в 1982 году ситуация была противоположной, когда руководители министерств и московских предприятий заказывали разработку информационных систем красноярским разработчикам. А нынешний дефицит специалистов в Красноярском объясняется отсутствием работы, и как следствие оттоком в Москву, и далее за рубеж.
Необходимо документировать управленческие процессы
Как писал Алексей Капитонович Гастев переход к новому уровню производства и управления должен начинаться с документирования.
Сколько человек должно работать в сфере управления? Как повысить эффективность управления?
Ни на один из этих вопросов нельзя ответить сколько-нибудь точно, если не иметь представления о том, из каких операций состоит тот или иной управленческий процесс и с какой целью он выполняется.
С другой стороны, любая информационная система основана на знаниях, которые можно представить, как внешние и внутренние знания. Внешние знания – это знания о той отрасли, и тех организационных процессах, для управления которыми планируется использовать информационную систему. Внутренние знания – это знания о технологии разработки и современных принципах функционирования информационных систем.
Поэтому наличие задокументированных управленческих процессов:
- для руководителей станет основой для понимания того, как именно исполняются их распоряжения, а, следовательно, создаст возможность для повышения управляемости;
- для органов управления, желающих совершенствовать собственные управленческие процессы, позволит выбрать из портфеля те, которые наиболее соответствует особенностям их работы, и использовать их для формирования обновленной системы управления;
- для остальных управленцев позволит быть в курсе организационных методов, применяемых их коллегами:
- для научного сообщества станет основой для новых исследований и разработок, о недостаточности которых говорилось в докладе Никифорова;
- для ИТ-отрасли станет основой для технических заданий на разработку информационных систем, т.к. задокументированные управленческие процессы описают технологическую среду, которая должна быть усовершенствована путем внедрения в нее информационной системы;
- экспертам позволит формулировать аргументированное заключение о качестве технического задания, и информационной системы (Но это в том случае, если будет создан соответствующий экспертный совет);
- для законодателей станет основой для совершенствования законодательной базы.
Рис. 2. Узкое место цепи, создающей ценность
Отсутствие задокументированных управленческих процессов приводит к тому, что создание технического задания на информационную систему становится проблемой как для заказчика, так и для потенциального исполнителя, и как следствие разработка информационных систем становится слабым звеном ИТ- отрасли [Рис. 2].
А как говорил Александр Александрович Богданов во «Всеобщей организационной науке» [8], для того чтобы управлять системой, связанной в цепь, нужно сконцентрироваться на ее слабейшем звене [Рис. 2].
И первым шагом для стимулирования разработки информационных систем должно стать:
- документирование управленческих процессов;
- объединение их в портфель управленческих процессов. и
- классификация и анализ документированных управленческих процессов;
- формирование портфеля типовых управленческих процессов [Рис. 3].
Рис. 3. Стимулирование разработки информационных систем, приводящих к совершенствованию управления.
Двуединая задача
Для того чтобы развивать ИТ-отрасль Красноярского края необходимо решать задачи повышения эффективности управления, и одновременно развивать разработку информационных систем. Ни одна из этих задач не может быть решена по отдельности.
Развитие механизмов управления может заложить основу для распространения методики управления качеством в крае. В этом случае, по мнению экспертов[6], у края появится реальный шанс добиться роста ВВП «не на 7 процентов за счет сырьевых ресурсов, а на 30 — 50 процентов за счет повышения эффективности управления».
Информационные системы смогут помочь в создании по настоящему эффективных систем управления, и для начала стать основой для сохранения управленческих знаний, и смягчать потери знаний неизбежный, например, процессе ротации управленческих кадров.
Необходимость в создании хранилища типовых управленческих процессов стимулирует появление научных коллективов и консультационных компаний особого вида, которые будут специализироваться на организационных методах управления краем, муниципалитетом, бизнесом.
Все это стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в крае, т.к. для внедрения и мониторинга работы информационных систем конкурентным преимуществом краевых компаний является быстрая реакция на проблемы, возникшие у заказчика.
Развитие малого и среднего бизнеса в области информационных технологий создаст рабочие места, соответствующие творческому потенциалу молодежи, т.е. ей можно будет реализовать себя в Красноярском крае, а не уезжать в Москву или другие страны.
В целом развитие региональной ИТ-отрасли Красноярского края может обеспечить федеральному центру тот недостающий ресурс, для пополнения которого Минсвязи РФ хочет пригласить 200 тысяч новых мигрантов, что на фоне сокращения рабочих мест в ИТ-отрасли Красноярского края выглядит удручающе.
Литература
- Алексей Капитонович Гастев. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда./Под общ. ред. Н. М. Бахраха, Ю. А. Гастева, А.Г. Лосева, Е. А. Петрова. Изд. 3-е. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 480 с.
- Алексей Капитонович Гастев. Трудовые установки./Под общ. ред. Ю. А. Гастева, Е. А. Петрова. Изд. 3-е. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 344 с.
- Стаффорд Бир. Кибернетика и управление производством. Мифология систем под сводом сумерек. /Под ред. А.Б. Челюсткина. Пер. с англ. Изд. 2-е. М: Издательство «НАУКА», 1965. – 392 с.
- Виктор Михайлович Глушков. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. М., «Статистика», 1975. 160 с. с ил.
- Борис Николаевич Малиновский. История вычислительной техники в лицах. — К.: фирма «КИТ», ПТОО «А.С.К.», 1995. — 384 с., ил.
- Влад Долгов. Страсти по ISO 9000. Грустно-комическая повесть о получении сертификата на систему качества. Издательский текст : Вершина; Москва; 2006
- Эдвардс Деминг. ВЫХОД из КРИЗИСА. Новая парадигма управления людьми системами и процессами. /Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 370 с.
- Александр Александрович Богданов. Тектология: Всеобщая организационная наука. М: «Финансы», 2003. – 496 с.