Высокая производительность труда невозможна при неэффективной системе управления

«Россиян и греков признали самыми неэффективными работниками». Неужели опять утремся?


Замечу совсем недавно эти же СМИ обвиняли россиян в лени и пьянстве. А Михаил Прохоров даже настаивал на увеличении продолжительности рабочей недели.
Главное в том, что виновными опять назначаются работники, а настоящий источник проблемы в неэффективном управлении.
Вот выдержки из книги Майкла Джорджа «Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса»:

Более 80% валового внутреннего продукта США ныне приходится на оказание услуг (под сферой услуг автор понимает работу «белых воротничков» [прим. мое]), и темпы развития этой сферы во всем мире очень высоки.
Даже в производственных компаниях цена, как правило, лишь на 20% определяется прямыми затратами труда в производстве, а оставшиеся 80% цены определяются затратами иного рода, которые закладываются в продукт на этапе разработки или связаны со вспомогательными видами деятельности и планированием (финансами, трудовыми ресурсами, разработкой продукта, снабжением, конструированием и т. д.).

Поэтому здесь я буду говорить о совершенствовании систем управления. И этот путь надо начать с формирования «типовых управленческих процессов» и необходимости внедрения двухуровневой системы управления по принципу «водитель — автомобиль».
Точкой входа может быть, например, компания в местных СМИ по созданию положительного образа органов исполнительной власти. Острие этой компании должно быть направлено на развенчание устойчивого общественного мнения об управлении, как «нечего не делании». А об управленцах, как о людях занятых «просиживанием штанов» и «перекладыванием бумаг». Для такой компании нужны материалы, показывающие характер труда управленцев. Сверхзадачей такого сбора материалов и должно стать создание «типовых управленческих процессов», а заодно и подготовка общественного мнений к будущей реорганизации управления по принципу «водитель — автомобиль».
Извините за излишнюю эмоциональность. Обидно стало, все мы умные, все понимающие компетентные специалисты. Хорошо видим проблему, а взяться за ее решение никак не можем. Поэтому и получаем обидные обвинения.

В завершении сошлюсь на слова бывшего руководителя АвтоВАЗа Бу Андерсона.

Знаете, местные говорят: «Русские долго запрягают, но быстро едут». И правда, если грамотно выстроить работу и рассказать каждому, что надо делать, русские будут трудиться так, как никто в мире«.

Бу Андерсон, бывший руководитель АвтоВАЗа. Интервью Automotive News

В 2014 году Правительство РФ поставило задачу увеличения производительности труда в России на 50% за ближайшие пять лет. Достижима ли эта цель?

Достижима, но при одном условии, что усилия правительства на увеличение производительности труда будут направлены не только на повышение индивидуальной производительности труда.
Почему я сделал эту оговорку? Потому что традиционно производительность труда измеряется количеством продукции, произведённой работником за единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции.
В этом определении говорится о работнике, но ничего не говорится условиях, в которых выполняется работа.
Давайте представим себе вполне житейскую ситуацию: начальник велит работнику выкопать траншею заданных размеров, указав место начала траншеи, направление, например, на восток, и ее протяженность. Через некоторое время траншея выкопана, но оказалось, что копать нужно не на восток, а на запад. Старую траншею нужно закапывать, новую вырыть.
Производительность труда рабочего упала больше чем в два раза и причиной этого стало неверно принятое решение начальника. Кроме того, в следующий раз рабочий не будут бросаться выполнить указание такого начальника, руководствуясь мудростью: меньше сделал – меньше переделывать.
Вам этот пример показался слишком умозрительным? Вот случай из жизни нашей компании, произошедший в начале 2016 года. В результате аварии в здании, в котором наша компания арендует офис прекратилась подача холодной воды и, как следствие, перестали действовать туалеты. Аварию ликвидировали 10 дней. Из них непосредственно аварийно-восстановительные работы велись 1 или 2 дня. Все остальное время было потрачено на получение различного рода разрешений. Т.е., если судить по результату, то получение разрешений на производство работ в 5 раз уменьшило фактическую производительность рабочих, ликвидировавших аварию.
Заметьте при этом, что когда экономисты из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), говорят, что показатель производительности труда в России составляет 26,8 процента от показателя США, 40 процентов от показателей Японии и Германии, то складывается впечатление что во всем виноват рабочий, который очень медленно копает яму. Это получается по тому, что экономисты рассчитывают производительность труда, взяв за основу количество уже поставленных на рынок товаров и услуги делят на число работников, занятых в их производстве. При этом издержки производства, причиной которых является неэффективность системы управления, сказываются в понижении производительности труда.

Для достижения высокого уровня производительности труда в России, необходимо создавать «тепличные» условия на рабочих местах.

Конечно. Если под термином «тепличные условия» понимать условия, которые позволяют предоставлять потребителю готовый продукт нужного качества и в нужный момент времени. Попросту говоря, «тепличные условия» должны исключать ошибочные управленческие решения, задержки с поставкой сырья, приобретение комплектующих, которые снижают производительность труда и качество готового продукта и т.д.
То есть «тепличные условия» -это цель системы управления, а именно руководителей и служб, обеспечивающих производство конечного продукта или услуги.
цикл деминга_70
Эдвардс Деминг, в своей книге «Выход из кризиса» пишет, что 94% проблем, а, следовательно, и возможностей улучшений, принадлежат системе управления; и лишь 6% проблем — особые. То есть большинство проблем, которые так или иначе зависят от уровня эффективности управления должны решаться путем организации управленческого труда, и только 6% проблем мы сможем решить путем повышения индивидуальной производительности работников

Индивидуальной производительностью труда можно не заниматься, так как все обеспечит эффективная система управления?

Нет. Повышение индивидуальной производительности труда и повышение эффективности системы управления – это две стороны одной проблемы. Что толку требовать от работника шить 10 шапок в день, если продать вы можете только 1? Это, во-первых.
Во-вторых, мне не зачем останавливаться на проблеме повышении индивидуальной производительности труда, так как ее основательно изучал Алексей Капитонович Гастев, основоположник советской школы научной организации труда (НОТ), а затем его последователи. Достаточно вспомнить о так называемой «Косыгинской реформе» планирования и управления народным хозяйством1965 года в СССР.
В-третьих, мало кто будет возражать что повышение производительности труда – это хорошо. Так как почти каждый из нас выполняет или выполнял какую-то работу и имеет представление о том, что ее можно выполнять быстрее и качественнее. Кроме того, этой теме посвящены статьи в СМИ и даже художественные фильмы и книги.

Словосочетание «повысить эффективность системы управления» воспринимается ничего не значащий набор слов

Вспомните что первое приходит в голову, когда мы говорим о служащих, которые и составляют эту систему управления? Они в нашем понимании «перекладывают бумажки», «просиживают штаны». Они офисный планктон. Они те самые четверо с ложкой, на одного работника с сошкой.
И особенно плачевно, когда такие определения использует глава региона или руководитель федерального министерства (агентства, службы), который организует деятельность системы управления и отвечает за ее эффективность.
Во всех этих определениях деятельности представителей системы управления отсутствует цель, а значит повышение эффективности этой деятельности не более чем бессмыслица. Помните разговор Алисы с Чеширским Котом:

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Прежде чем говорить о том как сделать систему управления эффективной необходимо определить ее цели

Определением цели управления заняты не только мы. Например, цели государственного и муниципального управления описаны в одном из майских указов Президента РФ, прокомментированы в послании Президента Федеральному собранию в декабре 2013 года. Далее в предновогоднем интервью министр регионального развития Игорь Слюняев говорил о системе показателей, лежащей в основе рейтинга регионов, который оценивает степень продвижения каждого региона к заданным Президентом целям.
Но для создания эффективной системы управления одного определения ее целей недостаточно. Необходимо ясное понимание того:

  • Какие задачи решает система управления в рамках поставленных целей;
  • Как (какими методами) эти задачи решаются;
  • С помощью каких механизмов можно достигать большей эффективности решения задач управления.

Если задачам управления посвящен целый ряд нормативных документов, а также книг, то общедоступных описаний способов и методов решения управленческих задач практически не существует.

Общедоступных описаний способов и методов решения управленческих задач практически не существует

Я думаю, что каждый легко себе представляет сборник кулинарных рецептов. Каждый рецепт такого сборника содержит:

  • список необходимых продуктов, включая количество каждого необходимое для приготовления одной порции блюда;
  • последовательность операций над исходными продуктами, которая приведет к получению готового блюда.

Описание методики решения управленческой задачи тоже своеобразный рецепт, в котором роль продуктов выполняют документы и данные, операции преобразуют данные и формируют новые документы.
Назовем управленческим процессом последовательность операций, которая приводит к решению управленческой задачи. Теперь можно сказать, что под описанием методик решения управленческих задач я понимаю:

  • документирование управленческих процессов;
  • объединение их в портфель управленческих процессов;
  • классификация и анализ документированных управленческих процессов;
  • формирование портфеля типовых управленческих процессов.

Зачем нужен портфель типовых управленческих процессов?

Говоря простыми словами, для того чтобы чем управлять, надо знать, чем ты управляешь.
Портфель типовых управленческих процессов поможет начинающему управленцу решать задачи, с которыми он сталкивается впервые, а руководителю ответственному за решение управленческих задач организовать управленческие процессы во вверенном ему подразделении. Значит портфель типовых управленческих решений – это отличный способ хранения и передачи управленческих знаний.
На основе описания типового управленческого процесса можно рассчитать стоимость затрат на решения управленческой задачи (смету затрат), а также оптимальную численность персонала, занятого решением управленческой задачи. Показатели расчета стоимости управленческого решения могут использоваться для сравнения эффективности двух управленческих процессов, решающих одну и туже задачу.
Но самое главное, портфель типовых управленческих процессов – это точное описание того как решаются задачи управления сейчас, а, следовательно, основа для того чтобы улучшить эти процессы с точки зрения целей, поставленных перед управлением, и, в том числе для создания условий повышения производительности труда, которой посвящена наша беседа.
Не секрет, что к уровню государственного управления высказывают претензии и Президент РФ и Премьер Министр.
В предновогоднем интервью Евгении Бухаровой журналисту телеканала Енисей Александру Дьякову, Евгения Борисовна говорила о том, что применяемые в настоящий момент методы либеральной экономики плохо согласуются с традиционными методами управления городом.
Но еще больше претензий высказывают наши с Вами сограждане. А наличие доступного всем портфеля типовых управленческих процессов даст возможность гражданам не только высказывать свое недовольство властью, но принимать активное участи ее модернизации, предлагая свои варианты.

Я думаю, что на основе портфеля типовых управленческих процессов можно создать механизм модернизации управления городом и краем, который объединит усилия чиновников и граждан нашего края.

Но в силу собственной профессиональной ограниченности я сейчас в первую очередь имею в виду отрасль информационных технологий, а еще точнее отрасль разработки информационных систем.

Что же еще может сделать отрасль информационных технологий для управления в целом и для повышения производительности?

Сегодня практически на каждом рабочем столе служащего есть подключенный к Интернет компьютер. В большинстве квартир компьютеры, ноутбуки, планшеты.

Поэтому вопрос одновременно и правильный, и болезненный. Правильный он потому что последнее время отрасль информационных технологий выбрасывает на рынок огромное число продуктов и услуг индивидуального назначения.

Болезненный он для нас, разработчиков информационных систем, потому что большинство руководителей в силу отмеченной выше причины считают, что информационные технологии – это дорогостоящие игрушки для их подчиненных, без которых вполне можно обойтись.

Прежде чем продолжить, я предлагаю посмотреть на выдержку из документа «План мероприятий по теме «Развитие отрасли информационных технологий»» принятого Правительством РФ прямо в канун Нового Года, 30 декабря 2013 г.

Отрасль информационных технологий занимает в экономике России особое место. Ее статус определяется существенным влиянием на рост производительности труда и качество жизни населения.
Внедрение систем, разработанных на основании информационных технологий, значительно уменьшает трудоемкость управления дорожным движением, розничной торговлей и логистикой, позволяет повысить качество предоставления государственных услуг и поднять на новый уровень такие социально значимые сферы, как медицина и образование. В дальнейшей перспективе за счет большей роботизации и автоматизации производств, которые невозможно осуществить без применения информационных технологий, можно будет добиться еще более высокой производительности труда.

План мероприятий («дорожная карта») по теме «Развитие отрасли информационных технологий».

Обратите внимание – отрасль информационных технологий существенным образом влияет на рост производительности труда и качество жизни населения. Ее влияние на рост производительности может быть двояким:

  1. Прямое, посредством создания автоматизированных систем управления технологическими процессами. Несколько лет назад на Красноярском алюминиевом заводе была настолько сильная группа специалистов по созданию АСУ-ТП, что их приглашали для работы в другие страны. Сейчас у меня нет знакомых на КрАЗ, поэтому свежей информацией не обладаю.
  2. Косвенное, путем создания автоматизированных систем управления, которые автоматизируют управленческие процессы, что создает те самые тепличные условия для роста производительности труды, о которых мы говорили выше.

И это не удивительно. В период с 40 по 70 годы развитые государства вкладывали большие средства к разработке и производству компьютеров, и программного обеспечения для них. И происходило это потому что правительства этих стран были озабочены вопросами безопасности и конкурентоспособности своих экономик.

Так массированный ночной налет немецкой авиации на Великобританию осенью 1940 года привел к тому, что для планирования боевых действий в войсках стали привлекать специалистов по исследованию операций. Для решения этих задач потребовались массовые вычисления. Отсюда и необходимость в компьютерах. Дальше крупные корпорации стали создавать в своем составе отделы исследования операций и как следствие использовать компьютеры в своей деятельности.

На слуху и другой занимательный факт. Прототипом сети Интернет считается созданная Агентством Министерства обороны США в 1969 году компьютерная сеть ARPANET(от англ. Advanced Research Projects Agency Network). Эта компьютерная сеть создавалась как надёжная система передачи информации на случай войны.

А в Советском Союзе?

В Советском Союзе до В 60-х годах двадцатого века, когда не было ни персональных компьютеров, ни сотовых телефонов, ни, тем более, компьютерных игр, выдающийся ученый и человек академик Виктор Михайлович Глушков предложил радикально повысить эффективность системы управления экономикой страны, и в качестве первого шага создать Общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой страны (ОГАС).
Замысел ученого получил одобрение А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР. Затем Д.Ф. Устинов, министр обороны предложил ученому реализовать идею ОГАС на примере оборонных отраслей промышленности. Высокая степень организации в этих отраслях помогла создать в короткие сроки целый ряд эффективных автоматизированных систем управления предприятиями.

Создание краевого портфеля типовых управленческих процессов даст толчок развитию отрасли информационных технологий?

Да. Но не сам по себе набор описаний типовых управленческих процессов дадут стимулируют создание информационных систем.
Я надеюсь, что желание граждан совершенствовать управление создаст спрос на информационные системы, а этот спрос в свою очередь станет стимулом для отрасли информационных технологий в Красноярском крае.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Информационные поводы

Граждане Греции и России проводят на работе больше времени, чем работники в других странах Европы. Однако их труд наименее эффективен, выяснили эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данные из отчета об исследовании ОЭСР публикует Bloomberg
По количеству часов, проведенных на работе, россияне уступают только грекам, говорится в исследовании. Если в России сотрудники проводят на работе 1982 часа в год, то в Греции этот показатель стал рекордным для Европы — 2034 часа в год. Оказалось, что большое количество часов, проведенных на работе, вовсе не является благом для экономики.

10.08.2015 Россиян и греков признали самыми неэффективными работниками
, мультимедийный холдинг РБК

Правительство планирует увеличить производительность труда в России на 50 процентов за ближайшие пять лет.

Премьер-министр Дмитрий Медведев,10.12.2013, 09:38 Производительность труда вырастет в 1,5 раза за пять лет

Положение о комиссии правительства РФ по экономическому развитию и интеграции дополняется задачами по увеличению производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

пресс-служба кабинета министров РФ,02.01.2014, Москва 10:17:16
Компания «Электронная Москва»: опыт использования ITSM

План мероприятий («дорожная карта») по теме «Развитие отрасли информационных технологий».

Распоряжение Правительства от 30 декабря 2013 г. № 2602-р

Прежнее место размещения: http://www.torins.ru/support/blogs.php?page=post&blog=gladkov&post_id=105

Читайте также:В неэффективной системе можно только эффективно воровать

This entry was posted in Блог and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *