По следам забытого РЕГОСС. Имущество

R_model v4

Опыт построения расширенной модели предметной области государственного (муниципального) имущества. Часть 1

В публикации «Паутина балансодержателей» [76] автор предпринял попытку поделиться опытом построения модели данных предметной области информационной системы управления государственным имуществом. При этом, обсуждаемые в ней решения не всегда заимствованы из готовой системы АИС «РЕГОСС», а являются результатом взгляда на них с позиций сегодняшних знаний, своеобразный концептуальный «рефакторинг» ранее созданной предметной области. Настоящая публикация является прямым продолжением вышеупомянутой, но акцент в ней перенесён с правообладателей (балансодержателей) на их имущество. При этом может сложиться впечатление, что предлагаемая модель построена исключительно как основа будущей реляционной базы данных. Это не так. Модель предметной области скорее описывает семантику предметной области, которую по возможности следует сохранить[99]. Кроме того, Реестр государственного (муниципального) имущества строится на основе интеграционная базы(1 [2], для которой по мнению Мартина Фаулера язык SQL просто удобный интегрирующий механизм между приложениями.

Для разработки и эксплуатации информационных систем подобных реестру государственной (муниципальной) собственности ключевую роль играет наличие Единого языка, объединяющего специалистов предметной области, разработчиков информационной системы и программистов. Единый язык подразумевает единый словарь. Основу словаря государственных и муниципальных служащих составляют термины нормативных правовых актов (НПА). Поэтому в тексте присутствуют ссылки на НПА, откуда заимствованы названия сущностей и агрегатов предметной области. Первым таким НПА является Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [77,78,79,80]. Подробное обсуждение концепции и применения Единого языка можно найти у Эрика Эванса [1 cтр.45].


Впервые опубликована: Гладков С.Л. ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ДАННЫХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТЬ 1 // Образовательные ресурсы и технологии. – 2022. – № 3 (40). – С. 62-81. doi: 10.21777/2500-2112-2022-3-62-81

Скачать ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ДАННЫХ...

Скачать ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ДАННЫХ…

Смотри другие публикации из цикла «По следам забытого РЕГОСС»:

Информационные системы;

Управленческие списки;

Классификаторы для управленческих списков;

Приложение 1. Паутина балансодержателей.

Приложение 2. Имущество. Часть 2.


Оглавление

  1. Введение
  2. Агрегаты «Собственник-Объекты имущества»
    1. Уровни управления собственностью
    2. Информационные обмены с Реестром
    3. Имущество правообладателя
    4. Учёт имущества уполномоченным органом
  3. Дерево объектов имущества
    1. Структуризация объектов имущества
    2. Корень дерева объектов
    3. Объекты культурного наследия

Введение

Учёт имущества — основное назначение реестров государственной (муниципальной) собственности. Поэтому разнообразные виды объектов имущества собственника составляют ядро предметной области каждого подобного реестра.

TextInset0022

Первая мысль, которая приходит, когда приступаешь к проектированию предметной области реестра имущества, — записи об объектах имущества могут быть представлены линейным списком. Но, вдумавшись, замечаешь наличие различных связей и ассоциаций между ними. Эти связи образуют из объектов имущества, говоря словам Эрика Эванса [1 стр. 124], явные и неявные агрегаты. И основную группу составляют агрегаты типа «субъект-объект».

Любой объект, в том числе объект имущества, всегда подразумевает наличие воздействующего на него субъекта(2 или, в терминологии ГК РФ, правообладателя.

В нашем случае, таким субъектом права является собственник имущества, в качестве которого выступает Российская Федерация, или Субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Государство, регионы и муниципальные образования являются номинальными собственниками, т.к. в действительности исполнение функций собственника возложено на органы государственной (муниципальной) власти. Кроме того, органы власти в качестве собственников сами не управляют своим имуществом, а согласно статьям 214-215 ГК РФ [77] делегируют эти функции государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям, тем самым организациям под общим названием правообладатели (балансодержатели), о которых речь шла в публикации «Паутина балансодержателей» [76].

Как субъекты права, так и объекты — это роли сущностей предметной области. Это значит, что каждая сущность в зависимости от контекста может оказаться в одной из этих ролей. Например, государственные (муниципальные) предприятия и учреждения являются частью государственной (муниципальной) собственности. Т.е., по отношению к органам государственной (муниципальной) власти они выступают в роли объектов, тогда как по отношению к имуществу эти же организации выступают в роли правообладателей. В тоже время органы власти с организационной точки зрения являются учреждениями, использующими государственное (муниципальное) имущество на правах оперативного управления, выступая в роли балансодержателей. И они же, будучи уже субъектами права, контролируют подведомственные им предприятия и учреждения, в том числе в вопросах управления имуществом.

TextInset0021

В конкретном месте модели предметной области роли могут дробиться по их видовым отличиям. Так собственник, балансодержатель, как и все прочие сущности реестра, когда они используются для описания тех или иных действий по отношению к объектам имущества, —виды роли субъекта права. Таким образом, допустимый характер действий определяет вид субъекта права в модели предметной области.

Subject_Object

Рис. 25. Упрощённая схема взаимоотношения Собственника и его Имущества на основе сведений из ГК РФ

Во многих случаях, сведения о допустимости действий правообладателя, а также его роли в отношении объектов имущества, определены содержанием нормативных правовых актов. Так Рис. 25 на основе сведений из ГК РФ демонстрирует различие действий органа власти в роли собственника имущества и предприятия или учреждения в роли балансодержателя. Здесь важно не столько различие в названиях действий, сколько суть влияния их на структуру построенных на их основе агрегатов, а также состав входящих в них сущностей и атрибутов.

Агрегаты «Собственник-Объекты имущества»

TextInset0022

Начнём с того, что информационная система ведения реестра государственной(муниципальной) является искусственным объектом [5], который должен рассматриваться в контексте среды его (возможно будущего) существования —системы управления государственной собственностью(3. Поэтому за следующими сведениями для построения модели предметной области следует обратиться к нормативно-правовым актам (НПА), регулирующим отношения в сфере управления федеральной (региональной, муниципальной) собственностью.

Автор воспользовался Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» [49] и «Законом Красноярского края «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» от 03.03.2011 № 12-5650»(4 [47].

Уровни управления собственностью

В результате многократного вдумчивого чтения этих документов сама собой сложилась схема управления собственностью, представленная на Рис. 26. Возможно у другого читателя сложится другая схема. Главное, чтобы она сложилась, и в дальнейшем использовалась как фундамент построения модели предметной области.

Итак, систему управления государственным имуществом можно представлять в виде следующей 4-х уровневой системы. На нижнем нулевом уровне правообладатель (балансодержатель) владеет имуществом на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом основной задачей правообладателя (балансодержателя) является учет государственного (муниципального) имущества в рамках бухгалтерского учета основных средств.

Дополнительно правообладатели (балансодержатели) собирают данные технического учета недвижимости. Для этого взаимодействуют со службой технической инвентаризации Росреестра. Все эти данные учета передаются, а затем интегрируются в Реестре государственной (муниципальной) собственности (далее Реестр).

PropertyControl_3_level

Рис. 26. Многоуровневая схема управления собственностью Красноярского края

Главным субъектом следующего первого уровня управления собственностью является уполномоченный орган власти(5. Он же является самым интересным для наших целей, т.к. ему поручено вести Реестр. А это значит, что большую часть работы с Реестром будут вести сотрудники этого органа власти.

Глядя с позиций модели предметной области для Реестра, особый интерес представляют следующие задачи и функции уполномоченного органа власти:

  • Обеспечение создания, реорганизации, ликвидации государственных (муниципальных) предприятий и учреждений;
  • Обеспечение приватизации государственных (муниципальных) предприятий;
  • Назначение руководителей государственных (муниципальных) предприятий;
  • Обеспечение распоряжения имуществом (за исключением земельных участков), находящимся в казне Красноярского края, посредством передачи его в пользование (в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление) физическим и юридическим лицам;
  • Обеспечение приобретения имущества;
  • Обеспечение передачи имущества в иную государственную (муниципальную) или приема из иной государственной (муниципальной) (за исключением незастроенных земельных участков);
  • Обеспечение передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной (муниципальной) собственности;
  • Принятие решений о закреплении краевого имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями и решений об его изъятии в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

На втором уровне Правительство принимает решения по управлению собственностью, которые непосредственно исполняет и обеспечивает уполномоченный орган власти.

И. наконец, на третьем верхнем уровне Законодательное собрание согласует часть решений, принятых Правительством.

Общими функциями субъектов первого, второго и третьего уровней являются надзорные функции над действиями субъектов нижних уровней.

Информационные обмены с Реестром

Не только задачи и функции внешней среды находят отражение в модели предметной области Реестра. Не менее важной является сеть информационных обменов с уполномоченным органом, и, как результат, с Реестром.

Neighbor_Exchange

Рис. 27. Схема информационных обменов в пределах одной администрации.

Распределённый характер учета государственного (муниципального) имущества следует из положений ГК РФ о закреплении имущества за правообладателями (балансодержателями). Закреплённое имущество ставится правообладателями ставится на бухгалтерский учёт. Результаты бухгалтерского учёта должны регулярно предоставляться уполномоченному органу в некой заранее утверждённой форме. В Красноярском крае такая форма называется «Карта сведений об объекте учёта».

Данные «Карты сведений об объекте учёта» должны быть включены в Реестр, либо как сведения о новом объекте, либо как обновление сведений о существующем объекте. Назовём эту часть обмена данными с Реестром внутренним обменом.

Состав данных Реестра государственного (муниципального) имущества редко ограничивается набором данных бухгалтерского учета. Полнота Реестра, т.е. наличие в нём всех объектов собственника, невольно приводит к мысли о необходимости дополнительного хранения в нём всех характеристик объектов, имеющихся в органах власти собственника. Иногда такие требования следуют из упоминаний объектов специального вида в НПА, а чаще из практики запросов к Реестру, в которых запрашивается сведения сверх тех, что были предусмотрены при создании Реестра.

Так практика ведения Реестра привела к необходимости информационных обменов с реестрами, находящимися в ведении органов власти, но в пределах одной и той же администрации. На Рис. 27 информационные обмены в пределах одной администрации названы обменами соседей. Примерами обменов соседей могут служить обмен данными с реестрами объектов культурного наследия, автомобильных дорог, незавершённых объектов капитального строительства и т.д.

Ну, и наконец внешний обмен. Внешним он назван потому, что обозначает информационный обмен между Реестром с внешними, чаще всего федеральными, реестрами. Для примера можно привести: Адресный реестр (ФИАС), реестры юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) — все они находятся в ведении налоговой службы (ФНС). На Рис. 28 представлено ещё больше примеров внешнего информационного взаимодействия с Реестром.

External_Exchange

Рис. 28. Схема внешних информационных обменов с Реестром

Наличие информационных обменов с Реестром оказывает прямое влияние на состав сущностей, их характеристик, а также структуру агрегатов модели предметной области. В некоторых случаях факт появления данных во внешнем реестре может играть роль триггера, активирующего определённое действие над Реестром имущества. Например, после появления в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности предприятия или учреждения как юридического лица, данные о нём принимают статус архивных.

Имущество правообладателя

Пришло время перейти от обзора влияния внешней среды на Реестр непосредственно к построению его модели предметной области. И начать следует с основы — описания взаимодействия правообладателя (балансодержателя) и его имущества.

BalSchema0_1

Рис. 29. Варианты простейших схем «Имущество правообладателя»

На практике встречаются два подхода к описанию такой связи:

  • «правообладатель» — «объекты» [Рис. 29 слева],
  • «объект» — правообладатели [Рис. 29 справа].

В обеих схемах одному «Правообладателю (Балансодержателю» соответствует много «Объектов имущество». Но, как отмечено выше, объект имущества может быть передан, например, от одного балансодержателя к другому. Значит за время существования записи о нём в Реестре, объект имущества может сменить нескольких правообладателей.

Поэтому и правообладатели, и объекты имущества должны быть представлены в Реестре отдельными сущностями(6, каждый экземпляр которых обладает неповторимыми значениями ключа [1 стр. 95]. Как следствие, схема взаимодействия правообладателей с объектами не может быть представлена в Реестре агрегатом, т.к. в нём только корневой объект должен быть представлен идентифицируемой сущностью [1 стр. 124].

Значит воспользуемся старым добрым методом реализации связи — через ввод дополнительной сущности. Дадим этой дополнительной сущности название «Закрепление» [77 статьи 214, 215].

Objects_fixing

Рис. 30. Предварительная версия схемы «Имущество правообладателя»

Рис. 30 содержит первоначальный набросок схемы взаимодействия правообладателей и объектов имущества, которая требует дополнительного пояснения.

Начнём с идентификаторов сущностей «Правообладатель (Балансодержатель)» и «Объект имущества». Возникает вопрос — в каждой сущности их по два: идентификатор (ИД) и Реестровый номер. Идентификатор сущности обычно скрывается о пользователей, но используется для соединения сущностей внутри Реестра. Реестровый номер открыт для пользователей. Его назначение — связь сущностей, в данном случае «Правообладатель (Балансодержатель)» и «Объект имущества», с внешними источниками.

Обратим также внимание на идентификатор «Инвентарный номер», указанный в качестве атрибута сущности «Закрепление»(7, который позволяет связать запись об объекте Реестра с соответствующей записью в системе учета основных средств Правообладателя.

Теперь несколько слов о смысле сущности «Закрепление» и не упомянутых выше её атрибутах.

Сущность «Закрепление» фиксирует в Реестре сведения о закреплении за правообладателем имущества собственника. Т.е. «Закрепление» содержит результат действия сотрудника уполномоченного органа власти по связыванию одной или нескольких записей об объектах имущества с записью о правообладателе.

Само действие по закреплению имущества принято называть «движением имущества» [83]. Поэтому сущность «Закрепление» ссылается на действие («ИД действия»), закрепляющее объект за правообладателем, а также содержит дату начала закрепления («Дата начала»).

Сущность «Движение объекта», объект-значение по Эвансу [1 стр. 101], является частью журнала действий не только над данными об объектах имущества, но и, например, над государственными (муниципальными) предприятиями, который будет обсуждаться далее. Здесь же достаточно отметить, что движение объектов имущества может иметь различный характер, сведения о котором обозначены записями справочника «Тип действия».

Некоторые действия, например, списание или передача объекта имущества могут приводить к окончанию закрепления объекта за правообладателем. В Реестре такое действие приводит к ликвидации активного экземпляра сущности «Закрепление». Что означает: присвоение признака «архивный» статусу закреплений, перенос данных экземпляра в другую сущность «Действия над закреплениями», в которой дополнительно указываются идентификатор закрепления и дата окончания действия.

Обеспечить синхронность и согласованность обновлений призваны триггеры:

  • «_Изменить_статус_Объекта»;
  • «_Изменить_статус_Закрепления»;
  • «_Ликвидировать_Закрепление».

Objects_fixing archive

Рис. 31. Предварительная версия схемы «История закреплений имущества за правообладателем»

Сущности «Действия над закреплениями» и «Движения объекта» составляют основу для разнообразных отчётов под общим названием движение имущества, в том числе и для построения OLAP кубов [Рис. 31].

Ещё одной особенностью взаимодействия Правообладателя с государственным (муниципальным) имуществом является необходимость регулярного перерасчета остаточной стоимости, а, в случае капитального ремонта, и внесение изменения в значение балансовой стоимости для каждого объекта имущества. Центральным понятием этого действия является «амортизация», определённое в статье 259 «Методы и порядок расчета сумм амортизации» второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) [82].

Bal_Depreciation

Рис. 32. Схема закреплений и расчёта сумм амортизации имущества

В процессе расчёта амортизации используются: срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах; первоначальная стоимость — это сумма затрат на приобретение основного средства или нематериального актива; балансовая (восстановительная) стоимость[49] — стоимость такого же, но нового основного средства на текущий момент, которая возникает в результате проведения переоценки или модернизации; остаточная стоимость — разница между балансовой стоимости и суммой амортизации за время эксплуатации объекта имущества.

На Рис. 32 все перечисленные выше характеристики входят в набор атрибутов сущности «Амортизация Объекта имущества». В дополнение к ним добавлена ссылка на справочник «Метод расчета амортизации» [82 Статья 259], а также дата постановки на бухгалтерский учёт.

Следует остановиться на причине включения в схему сущности «Бухгалтерский баланс», которая не всем может показаться очевидной. Дело в том, что во многих документах используются суммарные значения балансовых и остаточных стоимостей групп объектов. Для того, чтобы значения таких сумм были не только арифметически правильными, но и логически корректными, значения слагаемых должны соответствовать одной и той же дате, т.е. быть согласованными. Действительно, правильно ли складывать остаточные стоимости двух автомобилей, когда одна рассчитывалась в мае, а другая в ноябре?

Для того чтобы избежать отмеченной несогласованности в бухгалтериях составляют сводный документ о стоимости имущества, который называется бухгалтерский баланс. Одним из главных требований к бухгалтерскому балансу состоит в том, чтобы все стоимости объектов имущества были рассчитаны на одну и ту же дату – дату баланса. Таким образом, суммирование однотипных стоимостей объектов в пределах одного бухгалтерского баланса оказывается логически согласованным.

Но, как известно, «суха теория, а древо жизни пышно зеленеет!»(8. И проявляется это в том, что правообладатели часто задерживают предоставление сведений из бухгалтерского баланса уполномоченному органу. Поэтому, например, в момент расчёта суммарной остаточной стоимости государственного (муниципального) имущества, закреплённого за предприятиями, возникает проблема логической несогласованности стоимостей, полученных об разных правообладателей.

Простых решений логической несогласованности может быть два: суммировать стоимости, игнорируя их несогласованность; в процессе суммирования приводить значение стоимости в соответствие с текущей датой путем перерасчета амортизации имущества, необязательных правообладателей.

Второй способ предлагается для того, чтобы минимизировать разницу между действительной и расчетной стоимостью группы объектов имущества. Ответственность за такой перерасчёт возложена на функцию «_Перерасчёт_остаточной_стоимости».

В качестве метода начисления амортизации может быть взят метод принятый правообладателем, если же сведений о нём нет или недостаточно, то использовать один из методов, описанных в НК РФ [82 статья 259]: 1) линейный метод; 2) нелинейный метод.

На практике сотрудники уполномоченного органачще предпочитают первый способ, поэтому функция «_Перерасчёт_остаточной_стоимости» выполняться в зависимости от режива работы, указанного параметром.

Учёт имущества уполномоченным органом

Незакреплённое за правообладателями(балансодержателями) имущество составляет государственную (муниципальную) казну. Учет объектов казны может отличаться от учёта имущества. В частности, в настоящее время «на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, оперативное управление)» [85].

BalSchema1

Рис. 33. Абстрактный объект «Хранитель»

Тем не менее, не хочется создавать дополнительные сущности и объекты значения, которые окажутся очень похожими на те, которые мы рассматривали в предыдущем разделе. Для решения этой задачи на Рис. 33 в модель предметной области вводится абстрактная сущность «Хранитель», наследниками которой являются и «Балансодержатель», и «Казна».

Так как бухгалтерский учет объектов государственной (муниципальной) казны не ведется, поэтому в описании «Закрепления» объекта казны на Рис. 34 отсутствуют сущность «Амортизация Объекта имущества» и справочник «Метод расчета амортизации».

Дополнительно рисунок содержит сведения об истории закрепления объекта за хранителем, которые содержит сущность «Действия над закреплением».

Будет к месту вспомнить, замечание Эванса [1 стр. 39], что «для хорошего программиста совершенно естественно стремление к абстрагированию и построению расширенной модели, которая способна была бы на большее, чем от нее требуется».

Holder Objects

Рис. 34. Схема закреплений и расчёта сумм амортизации имущества за хранителем

В разделах «Объекты государственной казны» и «Балансовые отчеты» публикации «Паутина балансодержателей» [76] причины введения сущности «Хранитель» обсуждаются подробнее.

Дерево объектов имущества

Структуризация объектов имущества

Реестр хранит самые разные объекты: акции, автомобили, земельные участки, автомобильные дороги, здания, помещения, и т.д. Это разнообразие видов объектов имущества приводит к мысли о том, что представляющая их часть модели предметной области должна иметь форму древовидной структуры.

Genuses_Kinds_Tree

Рис. 35. Древовидное представление объектов по принципу «род-вид-подвид»

Наличие материальных и нематериальных, движимых и недвижимых объектов наталкивает на мысль, что «дерево» объектов должно быть построено по принципу «род –вид – подвид», как это показано на Рис. 35. В этом случае объект каждого следующего уровня наследует характеристики своего предка, что не только делает управляемым всё разнообразие объектов имущества, но и позволит включать в часть отчётов списки, построение которых не требует прохождения всего дерева.

Land_Complex

Рис. 36. Проблема с использованием агрегата «Земельно-имущественный комплекс»

Структура, представленная на Рис. 35, полностью устраивает для случая независимых видов объектов. Но наличие устойчивых связей, например, между земельным участком и зданием, а тем более между зданием и помещениями, говорит о том, что для этих видов объектов предложенная структура не подходит.

Особенно для случаев со зданиями и сооружениями, кажется, что лучше создать древовидную структуру по принципу «целое-часть». Так и следует поступать, когда «части целого» и само «целое» присутствуют Реестре одновременно. Т.е. наличие помещения гарантирует и наличие здания, в котором оно находится.

Но для реестров государственного (муниципального) это условие не выполняется. В муниципальной (региональной, федеральной) может находится здание, но не земельный участок под ним. Государственный(муниципальный) собственник может владеть встроенным помещением или только комнатой в не принадлежащем ему здании.

Заштрихованные части на Рис. 36 демонстрируют примеры частей, которые изолированы от «корня» структуры «Земельно-имущественный комплекс».

По этой причине дерево объектов (дерева) имущества модели предметной области останется неизменным, но в отдельные узлы будут добавлены ссылки, для реализации горизонтальных зависимостей между видами объектов.

Корень дерева объектов

Сущность «Объект имущества» представляющая корень дерева содержат три основных атрибута: «Наименование», «код Вида объекта», «Реестровый номер». Смотри Рис. 38.

Значения атрибута «Наименование» могут использоваться для формирования отчетов из простых списков названий объектов.

Рис. 37 содержит примерный состав внутреннего для модели предметной области справочника «Вид объекта», с помощью кодов которого устанавливается соответствие каждого экземпляра сущности «Объект имущества» его виду. Этот же справочник может использоваться для реализации полиморфизма объектов [74 стр. 82]. По этой причине разработчики предпочитают скрывать коды видов объектов от конечных пользователей.

Object_Types_Purposes

Рис. 37. Примеры содержания справочников: «Вид объекта» (слева), «Назначение объекта» (справа)

Реестровый номер объекта имущества является неповторимым. Это значит, что он является уникальным номером объекта имущества в Реестре на протяжении всего существования о записи о нём. И даже когда, объект снимается с учёта его реестровый номер не присваивается никакому другому объекту [83 статья 4].

Object_Tree_Root

Рис. 38.Корень дерева объектов имущества

Дополнительную информативность записям об объектах имущества придает ссылка на справочник «Назначение объекта». Смотри Рис. 37. Первоначально это справочник содержит записи соответствующего справочника, который используется в бухгалтерском учёте, а затем по мере необходимости дополняется новыми.

Атрибут «Примечание» предназначен для того чтобы пользователь имел возможность добавить неформализованные сведения об объекте имущества.

Атрибут «? признак ОКН» указывает на то, что объект имущества одновременно является объектом культурного наследия.

Реестр может содержать объединенные сведения, например, как о федеральном имуществе, так и государственном имуществе региона. Более того, порой реестр муниципального имущества ведется на уровне административного района. В этом случае в Реестре учитывается имущество нескольких различных муниципалитетов, которые являются собственниками. Поэтому сущность «Объект имущества» содержит ссылки на общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) и на сущность «Собственник».

Подробнее необходимость сущности «Собственник» в модели предметной области обсуждается в разделе «Отсутствующий собственник» публикации «Паутина балансодержателей» [76]


Объекты культурного наследия

Реестр содержит или может содержать сведения об объектах культурного наследия, находящихся в собственности региона, муниципалитета или страны. По крайней мере Реестр государственной собственности Красноярского края такие сведения содержит. Об этом говорит и закон «Об управлении государственной собственностью» [47], и Правила ведения Реестра [83].

HObject_Class

Рис. 39. Классификация объектов культурного наследия

Наличие объектов культурного наследия (ОКН) в Реестре накладывает дополнительные требования к предметной области.

С точки зрения учета ОКН ансамбль — это один объект, которому присваивается общий реестровый номер, например, в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (ЕГРОКН). Фактически ансамбль представляет собой группу изолированных или объединенных объектов [46 статья 3].

Кроме того, с объектом культурного наследия тесно связаны его территория, а также зоны охраны(9 [46 статьи 34, 34.1]. И территория, и зоны ОКН могут представлять группу из более чем одного земельного участка.

Наличие групповых объектов культурного наследия не просто согласуется с пообъектным подходом, принятым в бухгалтерском учёте.

Объекты культурного наследия подразделяются по категориям историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения;
  • объекты культурного наследия регионального значения;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения [46 статья 4].

В тоже время, «объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом» [46 статья 48].  А это значит, что предметная область должна содержать справочник «категорий историко-культурного значения» или коротко «категорий».

К объектам археологического наследия может быть выдвинуто требование организовать ограниченный режим доступа [89]. Это значит, что модель данный предметной области должна содержать справочник областей знаний, для которых ОКН представляет ценность или коротко справочник «область знаний». Кроме того, такой режим доступа требует реализации многоуровневой защиты данных, о котором можно прочитать в книге Кристофера Дейта «Введение в базы данных» [36 стр. 647]. Но здесь реализация защиты данных обсуждаться не будет.

Объекты культурного наследия, кроме всего прочего, характеризуются своим первоначальным назначением, что привело к необходимости включения в модель предметной области справочник «Назначение ОКН». Более того, среди ОКН есть объекты религиозного назначения. Выделение объектов религиозного назначения способствуют выполнению функций передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям, которую организуют сотрудники уполномоченного органа по распоряжению Правительства [88].

Осталось определить, к какому узлу дерева объектов имущества должен относится объект культурного наследия следует связать. В тексте закона 73-ФЗ [46 статья 3] сказано, что «к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты». Вот эти «иные объекты» позволяют юристам считать, что речь идет о движимых объектах культурного наследия [100]. Кроме того, Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств приняла постановление от 29.11.2013 г. № 39-27 «О модельном законе «Об охране нематериального культурного наследия»». Т.е. возможно, что в недалёком будущем потребуется вести учёт нематериального культурного наследия [101].

Если жить сегодняшним днём, то объект культурного наследия соответствует узлу «недвижимый объект». Мы же не связаны жёсткими рамками контракта, поэтому позволяем себе пофантазировать о будущем и привязать объект культурного наследия к корневому узлу.


OKNSchema

Рис. 41. Взаимодействие Объектов имущества и культурного наследия

Рис. 41 демонстрирует вариант описания объектов культурного наследия в Реестре. Для этого в модель предметной области вводятся две дополнительные сущности и три справочника.

Смысл справочников «Категория ОКН», «Область знаний ОКН», «Назначение ОКН» описан выше. Поэтому остановимся на сущностях.

Основной сущностью следует считать «Объект культурного наследия», который один к одному связан с сущностью «Объект имущества» через атрибут «ИД Объекта имущества». Атрибуты «Наименование» и «Адрес» содержат избыточные по отношению к дереву объектов имущества данные. Для согласования этой избыточности предусмотрены две триггерные функции: «_Экспортировать Наименование и Адрес ОКН», которая согласует наименование и, если необходимо, адрес объекта имущества с соответствующими значениями ОКН; а также «_Установить признак ОКН», которая устанавливает значение «ИСТИНА» для атрибута «? признак ОКН».

Справочник «Назначение объекта имущества» обычно создаётся на основе соответствующего справочника, принятого в бухгалтерском учёте, который может не содержать назначения, принятые в учёте ОКН. Поэтому в модели предметной области необходимо предусмотреть механизм согласования этих справочников. Этот механизм обозначен на Рис. 41 как триггерная функция сущности «Объект культурного наследия» — «_Согласование назначения ОКН и Объекта».

На земельные участки в составе территории, защитной зоны, зонах охраны ОКН наложены ограничения (обременения) на виды деятельности, которые могут быть выполняться в их пределах. Если такие земельные участки учитываются в Реестре, то возможно с каждым из них необходимо связывать соответствующие описания об ограничениях (обременениях). Для выполнения этих функций предназначена триггерная функция «_Обременения на ЗУ Территории и Зон».

Сущность «Комплекс объектов» в первую очередь нужна для хранения данных об ансамблях. Так как ансамбль — это одни из видов объектов культурного наследия, поэтому атрибуты этой сущности совпадают соответствующими атрибутами сущности «Объект культурного наследия».

В тоже время ансамбль представляет собой группу объектов. Так, например, ансамбль «Усадьба писателя В.П. Астафьева в поселке Овсянка» состоит из объектов с названиями: «дом», «флигель», «ворота с калиткой», «палисадник», «сад», «скульптурная композиция-памятник «Астафьевы в Овсянке»». Поэтому сущности «Комплекс объектов» и «Объект культурного наследия» связаны через атрибут «ИД комплекса Объектов».

Из приведенного примера ансамбля видно, названия составляющих его объектов не слишком информативны сами по себе. Они делаются осмысленными лишь как дополнения к названию самого ансамбля. Операцию объединения наименований ансамбля и объекта в его составе выполняет функция «_Экспортировать наименование Ансамбля».

Для того чтобы избежать ввода в каждый объект ансамбля повторяющихся кодов справочников «Категории ОКН», «Область знаний ОКН», «Назначение ОКН» может использоваться функция «_Экспортировать коды Ансамбля».

Ну, и наконец, атрибуты «Реестровый номер ОКН» и «Порядковый номер в ансамбле» обеих сущностей предназначены для организации связи с реестром объектов культурного наследия, который тем или иным способом ведётся органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия [47].

 

ССЫЛКИ

(1 Интеграционные базы данных и базы данных приложения разработаны разными коллективами и хранят свои данные в общей базе данных.

(2 Возможно поэтому в ГК РФ термин «объект имущества» заменён термином «вещь», что позволяет избежать необходимости ссылки на соответствующего субъекта (см. Статья 130. «Недвижимые и движимые вещи»).

(3 Взаимодействие информационной системы, как искусственного объекта с внешней средой —  системой управления, обсуждалась на электронном ресурсе в разделах https://regoss.ru/zabytyj-regoss-is/#_h003 и https://regoss.ru/zabytyj-regoss-is/#_h006.

(4 Практически в каждом Субъекте Федерации и муниципальном образовании есть подобный НПА. Ну, а если его нет – не беда. Большинство из таких НПА во многом копируют текст вышестоящих документов. Поэтому можно воспользоваться НПА более высокого уровня, а также соседнего региона или муниципального образования.

(5 В Красноярском крае — это Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (АУГИ КК).

(6 Здесь и далее будем, по возможности, придерживаться терминологии Эванса [1].

(7 У Эванса «Закрепление» было бы обозначено, как объект-значение [1 стр. 101].

(8 Гёте И.В. Фауст. Перевод с нем. Холодковского Н.А. — М.: АСТ, 2016. — 544 с.

(9 Если зоны охраны не установлены, то защитная зона.


Смотри другие публикации из цикла «По следам забытого РЕГОСС»: Информационные системы; Управленческие списки; Классификаторы для управленческих списков; Паутина балансодержателей; Имущество. Часть 2.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1]  Эрик Эванс. Предметно-ориентированное проектирование (DDD): структуризация сложных программных систем. Пер. с англ. — М.: 000 «И.Д. Вильямс», — 448 с. : ил.
[2] Мартин Фаулер, Прамодкумар Дж Садаладж. NoSQL: новая методология разработки нереляционных баз данных. Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2013. — 192 с.: ил.
[3]  Нонако Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. Пер. с англ. А. Трактинского. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011. — 384 С.: ил.
[4]Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. ‑3-е изд. – М: Альпина Бизнес Букс, 2006‑ 392 С.
[5]  Саймон Герберт, Науки об искусственном: Пер с англ. Изд. 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 144 с.
[6]  Бир Стаффорд, Кибернетика и управление производством. Мифология систем под сводом сумерек. /Под ред. А.Б. Челюсткина. Пер. с англ. В.Я. Алтаева Изд. 2-е. М: Издательство «НАУКА», 1965. – 392 с.
[7]  Бир Стаффорд, Кибернетика и управление производством. /Под ред. А.Б. Челюсткина. Пер. с англ. В.Я. Алтаева Изд. 2-е. М: Издательство «НАУКА», 1965. – 392 с.
[8]  Сенге Питер, Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций/ Питер М. Сенге, Арт Клейнер, Шарлота Робертс, Ричард Б. Росс, Джорж Рот, Брайан Дж. Смит// Пер. с англ. Борис Пинскер М: Издательство «Олимп-Бизнес», 2017. – 624 с.: ил
[9]  Сенге Питер, Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации/ Пер. с англ. Константинова Юлия М: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2018. – 496 с.: ил
[10]  Карр Николас Дж. Блеск и нищета информационных технологий: почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. /Пер. с англ. М: Издательский дом «Секрет фирмы», 2005– 176 с.
[11]  Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж , Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. — СПб: Питер, 2001. — 368 с.: ил. (Серия ≪Библиотека программиста≫)
[12]  Аристотель, Метафизика. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В. Ф. Асмус. М., «Мысль», 1976.550 с.; (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие). Стр. 63.
[13]  Аристотель, Категории. Сочинения в четырех томах. Т. 2. Ред. 3. Н. Микеладзе М., «Мысль», 1978. 687 с.; (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие). Стр. 52.
[14]  Когаловский М. Р., Перспективные технологии информационных систем. — М.: ДМК Пресс, 2003, — 288 с.
[15]  Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. Изд. 2-е, испр.‑ М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. ‑ 552 с.
[16]  Джордж Л. Майкл «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Л. Джордж; [пер. с англ.] — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402  с.  — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
[17]  Пихорович В.Д. «Очерки истории кибернетики в СССР». Изд. Стереотип. М.: ЛЕНАРД, 2016. – 264 с. (Наука в СССР: Через тернии к звездам. № 31.)
[18]  Фреге Готлоб, О Смысле и Значении, стр. 230-246. Логика и логическая семантика: Сборник трудов/Пер. с нем. Б.В. Бирюкова под ред. З.А. Кузичевой: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс. 2000 – 512с.
[19]  Фреге Готлоб, Размышления о Смысле и Значении, стр. 247-252. Логика и логическая семантика: Сборник трудов/Пер. с нем. Б.В. Бирюкова под ред. З.А. Кузичевой: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс. 2000 – 512с.
[20]  Фреге Готлоб, О Функции и Понятии, стр. 215-228. Логика и логическая семантика: Сборник трудов/Пер. с нем. Б.В. Бирюкова под ред. З.А. Кузичевой: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс. 2000 – 512с.

[21]  Фреге Готлоб, О Понятии и Предмете, стр. 253-262. Логика и логическая семантика: Сборник трудов/Пер. с нем. Б.В. Бирюкова под ред. З.А. Кузичевой: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс. 2000 – 512с
[29]  Акаткин Ю.М., Ясиновская Е.Д. Цифровая трансформация государственного управления: Датацентричность и семантическая интероперабельность / Под науч. Ред. И предисл. В.А. Конявского. – М.: ЛЕНАНД, 2019 – 724 с.
[23]  Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. — М.: Прогресс, 1978. — 544 с.
[24  Потапов А.С., Распознавание образов и машинное восприятие: Общий подход на основе принципа минимальной длины описания. – СПб.: Политехника, 2011. – 548 с.: ил.
[25]  Ансофф И. Стратегическое управление. М Экономика. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. –520 с.

[26]  Родионов В.И. Регулирование динамики социально-экономических систем в условиях роста нестабильности внешней и внутренней среды. М Спб «Нестор-История», 2012. –394 с.
[27]  Паттон Джефф, Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО. — СПб.: Питер, 2017. — 288 с.: ил. — (Серия «Бестселлеры O’Reilly»).
[28]Лосев Алексей Федорович, Философия имени. Бытие. Имя. Космос / Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи — М: Мысль,1993.958 с. Стр.613.
[29]  Борхес Хорхе Луис, Аналитический язык Джона Уилкинса, Сочинения в трех томах. Т.2/Пер. с исп.; Составл., предисл., коммент. Б. Дубина. – Рига: Полярис, 1994. ‑511с. Стр. 85.
[30]Гегель Георг Вильгельм Фридрих, Наука Логики, В 3-х томах. Т.1/ Пер. с нем. Б. Г. Столпнера. – М: «Мысль», 1970. ‑501с. (АН СССР. Ин-т философии. Философское наследие).
[31]  Гегель Георг Вильгельм Фридрих, Феноменология духа/ Пер. с нем. Г. Шпета. – М: Наука, 2000. -495 с. (Российская АН. Ин-т философии. Серия «Памятники философской мысли»).
[32]  Эшби У. Росс, Введение в кибернетику, М:«Иностранная литература», 1959 — 432 с.
[33]  Ингерсолл Грант С., Мортон Томас С., Фэррис Эндрю Л., Обработка неструктурированных текстов. Поиск, организация и манипулирование. / Пер. с англ. Слинкин А.А. – М.: ДМК Пресс, 2015. – 414 с.: ил.
[34]  Омельченко В.В. Общая теория классификации. Часть I. Основы системологии познания действительности. М.: ООО «ИПЦ „Маска»», 2008 — 436 с.
[35]  Омельченко В.В. Общая теория классификации. Часть 2. Общая теория классификации. Ч. 2: Теоретико-множественные основания /Предисл. Д. А. Ловцова. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 296 с.
[36]  Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных = Introduction to Database Systems. — 8-е изд. — М.: Вильямс, 2005. — 1328 с
[37]  Кузнецов С. Д. Основы баз данных. — 2-е изд. — М.: Интернет-университет информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 484 с.
[38]  Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
[39]  Заде Л.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений /Пер. с англ. Н.И. Ринго ; Под ред. Н.Н. Моисеева и С.А. Орловского — М.:Мир,  — 1976.-165 с.
[40]  Кодд Е.Ф., Реляционная модель данных для больших совместно используемых банков данных/стр. 145—150/ журнал Системы Управления Базами Данных № 1/1995 Пер. с англ. М.Р. Когаловского. М.: издательский дом «Открытые системы».
[41]  Гладков Сергей, Разработка программ: проблемы и иллюзии. Открытые системы. СУБД 2010 № 01 c. 54. (https://www.osp.ru/os/2010/01/13000690/) Дополнительно: Почему ИТ оказываются невостребованными и как этому способствуют программисты. http://www.torins.ru/support/blogs.php?page=post&blog=gladkov&post_id=85 http://regoss.ru/pochemu-it-okazyvayutsya-nevostrebovannymi-i-kak-etomu-sposobstvuyut-programmisty-2/. Блог автора http://regoss.ru/blog/
[42]  Гладков Сергей, «О стратегическом подходе к развитию ИТ-отрасли Красноярского края». Блог автора http://regoss.ru/blog/. Дополнительно: «Типовые управленческие процессы и открытое правительство». Блог автора http://regoss.ru/blog/
[43]  Гладков Сергей, «Оправдание технического задания». Блог автора http://regoss.ru/blog/
[44]  Гладков Сергей, Игра на третьей волне с благодарностью к «Красноярск.Биз». Блог автора http://regoss.ru/blog/
[45]  Нагаев Р.Т. Недвижимость: Энциклопедический словарь. – Казань: Издательство ГУП «Идел- Пресс», 2003. 1088-1.
[46]  Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318
[47]  Закон Красноярского края «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» от 03.03.2011 № 12-5650 http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/5157
[48]  Постановление администрации Красноярского края от 16 февраля 2000 г. N 101-П «Об утверждении Положения об учете государственного имущества Красноярского края и ведении Реестра государственной собственности Красноярского края» (действующая версия: Постановление Правительства Красноярского края от 15 декабря 2014 № 594-п «Об утверждении Правил ведения Реестра государственной собственности Красноярского края»).http://docs.cntd.ru/document/985002319.
[49]  Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (ред. от 25.12.2021) «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества»(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70561/72493a6ced3ec8dea9c7f2e62246d498040debab/
[50]  Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» http://base.garant.ru/70111604/#ixzz5afrnAozi
[51]  Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 N 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/201404181
[52]  Приказ Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н » Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (с изменениями на 28 декабря 2018 года)» http://docs.cntd.ru/document/902249301
[53]  Закон Красноярского края от 30 июня 2003 года N 7-1195 О краевой целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003-2007 годы» http://docs.cntd.ru/document/985006179
[54]  Приказ Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 7 мая 2003 года N 09-288п «Об утверждении правил учета государственного имущества на территории Красноярского края».http://docs.cntd.ru/document/422446067
[55]  Инструкция Госкомстата России 22.12.1999 N АС-1-24/6483 «о порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений в Едином государственном регистре предприятий и организаций. Часть I».http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=304092&dst=100298#07974556358068693
[56]  Счетная палата Красноярского края. АКТ проверки эффективности управления и законности использования в 2009 году и I полугодии 2010 года объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении краевых государственных учреждений Красноярского края, от 11 октября 2010 г.
[57]  >Постановление Правительства Российский Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
[58]  Мазур М., «Качественная теория информации» 1974, М.: Мир.

[59]  Гладков С.Л.О требованиях к интеллектуальной модели данных. ВЕСТНИК Московского Университета имени С.Ю.Витте, 2015’2(10). — С. 63-70, http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/ot_2015_2_63-70.pdf
[60]  Джон М. Смит, Диана К. Смит. Абстракция баз данных: Агрегацияи обобщение// СУБД. No 2. С.  141–160 (Постоянное место хранения на сайте Центра Информационных Технологий  («ЦИТ», «ЦИТ  Форум») URL: http://citforum.ru/database/classics/abstraction_generalization/)
Оригинал: John Miles Smith and Diana C.P. Smith. Database Abstractions: Aggregation and Generalization. ACM Transactions on Database Systems, Vol. 2, No. 2, June 1977.
[61]  Рудольф Карнап, Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике, М.: Изд. иностр. литературы,1959. 384
Оригинал: Rudolf Meaning and necessity. A study in semantics and modal logic. Chicago, 1956
Рудольф Карнап, Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике. Пер. с англ. /Общ. ред. Д.А. Бочвара. Предисл. С.А. Яновской. Изд.2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. ‑384с.
[62]  Наом Хомский, Формальные свойства грамматик // Кибернетический сборник Новая серия. Выпуск 2. Сб. переводов. /Под ред. А.А. Ляпунова и О.Б. Лупанова. М.: Мир, М.: Иностранная Литература,– С. 121-230.
Оригинал: Chomsky N., Formal properties of grammars. Handbook of Mathematical Psychology, vol. 2, ch. 12, Wiley, 1963, 328-418.
[63]  Фу Кинг-Сун, Структурные методы в распознавании образов / К. Фу ; Перевод с англ. Н.В. Завалишина [и др.] ; Под ред. М.А. Айзермана. — М.: Мир, 1977. — 319 с. : ил.
Оригинал: S. Fu. Syntactic Methods in Pattern Recognition (Mathematics in Science and Engineering, Vol. 112) (Mathematics in Science and Engineering, Volume 112) 1st Edition/ Academic Press, New York and London, 1974
[64]  Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок: Популярное введение в теорию бинарных отношений. С примерами из математической лингвистики. М.: «Наука», 1971, 256 стр. с илл.
[65]  Мейер Д. Теория реляционных баз данных: Пер. с англ. — М.: Мир, 1987. — 608 с., ил.
[66]  Цаленко М.Ш. Моделирование семантики баз данных, — М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. лит., 1989, — 288 с.
[67]  Кемпийский Ф.О подражании Христу / Ф. Кемпийский — «Мультимедийное издательство Стрельбицкого»,2015.
[68]  Гладков С.Л. ФОРМАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СОВМЕСТИМОСТИ СПИСКОВ. //Образовательные ресурсы и технологии. – 2021. – № 3 (36). – С. 60-71. doi: 10.21777/2500-2112-2021-3-60-71 https://vestnik-muiv.ru/article/formalnye-svoystva-sovmestimosti-spiskov/
[69]  Курош А.Г., Лекции по общей алгебре, М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1973, стр. 178-219.
[70]  Биркгоф Г. Теория решеток: Пер. с англ. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
[71]  Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.:Изд‑во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 528 с.
[72]  Иванов Е.А. Логика. Учебник — М.: Издательство БЕК, 1998. — 309 с
[73]  Волкова В. Н. Черный Ю. Ю., Вклад Ф. Е. Темникова в развитие информатики/стр. 122— 143/ ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 5(65)/ 2016 М.: Издательство «Университет Синергия». http://www.appliedinformatics.ru/r/articles/article/index.php?article_id_4=1985 или https://www.litres.ru/v-n-volkova/vklad-f-e-temnikova-v-razvitie-informatiki-22133517
[74]  Буч Гради, Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++ /Пер. с англ. под ред. И. Романовского и Ф. Андреева. — 2-е изд. — М: «Издательство Бином», СПб.: «Невский диалект», 1998. — 560 с. , ил.
[75]  Барендрегт Х., Ламбда-исчисление. Его синтаксис и семантика/Пер. с англ. — М: «Мир», 1985. — 606 с.
[76]  Гладков Сергей, Паутина балансодержателей. По следам забытого РЕГОСС. Блог автора http://regoss.ru/blog/
[77]  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). ЧАСТЬ ПЕРВАЯ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
[78]  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). ЧАСТЬ ВТОРАЯ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
[79]  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/
[80]  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/
[81]  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=416443&rnd=5x2OJFToFEuKg3sn#8u9SJFT2JnWKQKHU1
[82]  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022). https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=422329&rnd=5x2OJFToFEuKg3sn#lxDSJFT28u6hK7RC
[83]  «Правила ведения Реестра государственной собственности Красноярского края», Приложение к постановлению Правительства Красноярского края от 15.12.2014 № 594-п http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/22179
[84]  Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. – Мю: «Языки русской культуры», 1999. 464 с.
[85]  Приказ Минфина России от 15.06.2021 N 84н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов Государственная (муниципальная) казна» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2021 N 64264)
[86]  Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023). https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=419231&dst=100001#nWg29GTc2AY35ptV
[87]  Закон Красноярского края от 23 апреля 2009 г. N 8-3166 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края». http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/1463
[88]  Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107378/?ysclid=l7rcewch7j318069818
[89]  Приказ Минкультуры России от 01.09.2015 N 2328 «»Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию»». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509300040
[90]  Приказ Минкультуры России от 03.10.2011 N 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123967/0c22ca3d365bd6512979c1a3288f0115b79bd525/?ysclid=l7srobqz3702285040
[91]  Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=405746&dst=100001#pR2JUHTQ5YaLih1G1
[92]  Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022). https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=410371&dst=100001#eqqdYHTcIUlUFep4
[93]  Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.06.2022). https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=420500&dst=100206#eEzhYHTmuX35LaFT1
[94]  Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 14.03.2022). https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=411572&dst=100001#M0uqYHTKmtaTU2KG
[95]  Приказ Минтранса России от 26.09.2001 N 144 (ред. от 02.10.2014) «Об утверждении Правил государственной регистрации судов». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34050/69633ac45c487261179e83616ce0417d16a36235/?ysclid=l83vvt4btl496441997
[96]  Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственной регистрации недвижимости» https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=410227&dst=100001#HCQ1aHT4oUSYsjJw1
[97]  Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=405836&dst=100001#0gN5aHTSOzxx89l61
[98]  Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877 (ред. от 16.11.2018) «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192672
[99]  Эмблер, С. В. Рефакторинг баз данных: эволюционное проектирование: пер. с англ. / Скотт В. Эмблер, Прамодкумар Дж. Садаладж. — М.: Вильямс, 2007. — 672 с.
[100]  Монастырев М.М. Движимые объекты культурного наследия: особенности законодательного регулирования // Современное право. 2015. №6. С. 66-75. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23661801
[101]  Кирюшина Ю.В. Нематериальное культурное наследие — актуальное понятие современности//Известия Алтайского университета. 2011. №2-1 С.244-247. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16853296
[102]  Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=405832&dst=100001#FybmLJT4BaQ6G6H5
[103]  Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (ред. от 02.08.2022) «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171170/db70770bc2606157e413d6f38435ccf72a1539d6/
[104]  Приказ Минфина России от 05.11.2015 N 171н (ред. от 23.12.2021) «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2015 N 40069) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188875/
[105]  Гладков С.Л. ФОРМАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СОВМЕСТИМОСТИ СПИСКОВ // Образовательные ресурсы и технологии. – 2021. – № 3 (36). – С. 60-71.
[106]  Брукс Фредерик. Проектирование процесса проектирования: записки компьютерного эксперта. : Пер. с англ. — М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2013. — 464 с.: ил. — Парал. тит. англ.
[107]  Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е, испр. и доп. изд. Т. 2. Сост., общ. ред. и вступит, статья A. Л. Субботина. М., «Мысль», 1978.575 с. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие)
[108]  Уильям Оккам Избранное: Пер. с лит. А.В. Апполонова и М.А. Гарнцева под общ. Ред. А.В. Апполонова. М.: Едитриал УРСС, 2002. —272 с. (Bibliotheca Scholastica; Вып. 3.)
[109]  Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=422130&dst=100001#bVKmUPTG2qyywBIJ1


Впервые опубликована: Гладков С.Л. ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ДАННЫХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТЬ 1 // Образовательные ресурсы и технологии. – 2022. – № 3 (40). – С. 62-81. doi: 10.21777/2500-2112-2022-3-62-81

Скачать ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ДАННЫХ...

Скачать ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ДАННЫХ…

Смотри другие публикации из цикла «По следам забытого РЕГОСС»:

Информационные системы;

Управленческие списки;

Классификаторы для управленческих списков;

Приложение 1. Паутина балансодержателей.

Приложение 2. Имущество. Часть 2


This entry was posted in Блог and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *