В Красноярском крае необходимо создать службу координации управления адресами.
Цели службы
Обеспечение прозрачности преобразования адресов, созданных различными федеральными, краевыми и муниципальными органами власти, в юридически значимый эквивалент.
Задачи службы
Координация работ по ведению адресных реестров муниципальных образований на территории Красноярского края
Формирование сводного муниципального адресного реестра, как региональной части федерального адресного реестра, состоящего из эталонных (юридически значимых) адресов (далее консолидированный муниципальный адресный реестр).
Анализ консолидированного муниципального адресного реестра с целью улучшения качества данных муниципальных адресных реестров на территории Красноярского края.
Предоставление юридически значимых данных об эквивалентности двух и более адресов по запросу юридических и физических лиц, а также по электронным запросам информационных систем. Основной формой предоставления данных должна быть выписка из краевого адресного реестра в форме электронного сообщения, заверенного электронной подписью. В исключительных случаях данные могут предоставляться в традиционной бумажной форме заверенной руководством службы.
Обеспечение 90% ответов на запросы об эквивалентности двух и более адресов должно предоставляться службой в автоматическом режиме. Время ответа не более 1-2 секунд.
Обеспечение высокого уровня качества данных об адресах Красноярского края в составе федеральном адресном реестре за счет создания фильтра, преобразующего исторически сложившиеся адреса, а также адреса, содержащие ошибки, к юридически значимой форме. Такой фильтр позволит снабжать федеральный адресный реестр только эталонными (юридически значимыми адресами Красноярского края.
Правовая форма службы
Служба координации управления адресами на территории Красноярского края на первых порах должна быть создана в рамках пилотного проекта «Развитие региональных подсистем Федеральной информационной адресной системы (ФИАС)».
Служба должна иметь двойное подчинение и представлять собой:
- территориальный орган оператора федеральной информационной адресной системы (ФИАС);
- орган, координирующий работу органов ответственных за ведение адресных реестров муниципальных образований на территории края.
Нормативные документы службы
Для решения задач координации управления адресами должны быть разработаны и утверждены следующие нормативные документы:
- Единые краевые требования к названиям объектов внутри населенных пунктов Красноярского края;
- Единые типовые правила наименования и переименования объектов внутри населенных пунктов Красноярского края, в том числе единые правила ведения каталогов наименований объектов населенных пунктов;
- Единый типовой порядок ведения адресных реестров муниципальных образований, включающий
- Виды адресуемых объектов недвижимости (например, здания, сооружения, земельные участки, садовые общества, гаражные кооперативы, гаражные боксы и т.д.);
- Минимальный набор адресных характеристик, который должен содержать любой адресный реестр на территории Красноярского края;
- Правила строкового написания адреса, в том числе правила сокращения адреса (например, возможность не включать текст «Красноярский край» в адреса в внутри краевой переписке);
- Правила интеграции адресных реестров и каталогов наименований объектов населенных пунктов.
- Единые требования к составу адресных данных в информационных системах на территории Красноярского края;
- Положение о службе координации управления адресами на территории Красноярского края.
Технические средства службы
Для решения поставленных задач координации управления адресами Красноярского края должна быть создана краевая подсистема федеральной информационной адресной системы (далее КИАС), построенная как двухуровневая информационная система.
Основными задачами КИАС являются:
- Консолидация и анализ адресных реестров;
- Предоставление услуги по установлению эквивалентности двух и более адресов в электронном виде;
- Сбор данных из муниципальных адресных реестров, контроль на
Верхний (второй) уровень КИАС, предназначенный для непосредственного ведения краевого адресного реестра, представляющего собой совокупность копий данных адресных реестров муниципальных образований Красноярского края, и состоящего из трех основных частей:
- списка уникальных эталонных (юридически значимых), приведенных к единому формату адресов объектов недвижимости в населенных пунктах Красноярского края;
- списка исторически сложившихся адресов в населенных пунктах Красноярского края, каждый из которых должен соответствовать только одному юридически правильному адресу;
- адресному плану – набору электронных карт населенных пунктов Красноярского края с нанесенными.
Нижний (первый) уровень КИАС – это набор адресных реестров населенных пунктов Красноярского края.
Связь между нижним и верхним уровнями КИАС должна осуществляться при помощи специальных сервисов, включенных в состав Электронного Правительства Красноярского края.
Адресный план, как неотъемлемая часть КИАС, должна быть реализована функций Енисей ГИС. С другой стороны, интеграция функций КИАС в Енисей ГИС позволит решать задачи автоматической (или полуавтоматической) привязки к карте данных о различных объектах по их адресных характеристиках.
Специальный сервис предоставляющий электронный документ, подтверждающий юридическую равнозначность исторически сложившегося и эталонного (юридически значимого) адресов. Такой документ даст получателю юридически обоснованное право использовать юридически значимый адреса вместо исторически сложившегося адреса. При этом ответственность за такую замену будет нести орган власти (оператор), предоставляющий этот сервис.
Рис. 1. Структура КИАС и ее место Электронном Правительстве Красноярского края.
Краткое обоснование
Текущее состояние
В Красноярском крае, отсутствует система управления адресами. Вместо управления адресами в администрации муниципальных образований ведут списки адресов.
Другими словами, на территории Красноярского края не существует системы, обеспечивающей пользователей адресными данными, удовлетворяющих следующим требованиям:
- каждый объект недвижимости на территории населенного пункта края обладает только одним эталонным (юридически правильным) адресом;
- каждый исторически сложившийся адрес внутри системы может быть автоматически приведен к юридически правильному адресу и считаться синонимом эталонного адреса.
Отсутствие функция приведения исторически сложившихся адресов к эталонному адресу является серьезным препятствием для любого административного процесса, в котором используется связывание различных сведений по адресу. Вместо автоматической функции приведения адреса к эталонному виду используется ручная трудоемкая процедура сверки различных списков адресов, которая обычно приводит ошибкам, составляющим от 5% до 30% от общего количества записей в списке адресов.
Необходимость выполнения процедур сверки адресов приводит к тому, что бюджеты всех уровней в рамках только городских процессов совокупно теряют намного больше 23 миллионов рублей в год.
Ошибки в процедуре сверки адресов приводят к негативному социальному эффекту, когда официальные документы не тем, порой уже умершим, гражданам.
Почему не ФИАС?
Федеральная информационная адресная система не позволяет разделять данные федерального адресного реестра на эталонные (юридически значимые) и исторически сложившиеся. Все актуальные данные в этом реестре считаются эталонными. Поэтому эта федеральный адресный реестр должен содержать 2 адреса для одного и того же здания в городе Красноярске: «ул. Ленина д.153» и «ул. Робеспьера», д. 39». Хотя юридически значимый из них только «ул. Ленина д.153»[1], а «ул. Робеспьера», д. 39» ‑ синоним.
Ответственность за наполнение федерального адресного реестра лежит на администрациях муниципальных образований. Оператор ФИАС отвечает за сохранность данных и соответствие форматам адресных данных, установленным федеральными нормативными актами. Ответственность за качество адресных данных при такой системе не возложена ни на кого, поэтому созданы условия для бесконечных споров о том, кто отвечает за оперативность и точность адресных данных: оператор ФИАС или администрации муниципальных образований.
Федеральный адресный реестр наполняется и изменяется с большим опозданием. Так по состоянию на декабрь 2014 в федеральном адресном реестре отсутствовало свыше 150 улицы, которые присутствуют на электронных картах Красноярска и его окрестностей, что составляет около 7,5% от общего числа улиц. С другой стороны, федеральная адресная система содержит в качестве актуальных записей данные об улицах, которых уже нет в городе Красноярске.
Подробнее смотри::
Ожидаемые результаты
Службу координации управления адресами средствами КИАС обеспечит прозрачность обмена межведомственного обмена данными, согласующихся через адреса, т.к. юридически правильные адреса станут уникальными идентификаторами данных об объектах недвижимости и местах проживания и регистрации граждан.
Специальный сервис предоставляющий электронный документ, подтверждающий юридическую равнозначность исторически сложившегося и эталонного (юридически значимого) адресов. Такой документ даст получателю юридически обоснованное право использовать эталонные адреса вместо исторически сложившихся адресов. При этом ответственность за такую замену будет служба координации управления адресами.
Качество краевая части данных федерального адресного реестра будет иметь значительно более высоки уровень в сравнении с текущим состоянием.
При условии успешного решения задач службы координации управления адресами КИАС может быть предложена в качество основы для типовой региональной информационной адресной подсистемы (РИАС) федеральной информационной адресной системы.
Потенциальные пользователи
Основными пользователями КИАС, как инструмента службы координации управления адресами с внешними пользователями, являются органы управления различного уровня, юридические лица и граждане Красноярского края, решающие задачи согласования двух и более списков адресов, полученных из разных источников.
КИАС обеспечит прозрачный обмен данными между информационными системами различных ведомств (ВИС) об объектах недвижимости, юридических лицах и местах регистрации и проживания граждан.
Функции КИАС будут востребованы: службами ГО и ЧС, органами ФНС, службами Росреестра, медицинскими органами, миграционной службой, службами организации выборов и т.д.
КИАС может стать важной частью Электронного Правительства Красноярское края, которая обеспечивают поддержку взаимодействия между Порталом государственных услуг (Портал ГУ) и внешними информационными системами(ВИС).
В случае, если на основе КИАС будет создана типовая региональная информационная адресная подсистема, то можно ожидать, что функции КИАС станут частью системы СМЭВ и Электронной России.
КИАС и СМЭВ
Краевая служба координации управления адресами может значительно развить возможности системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Так ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» рекомендует:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить создание и функционирование региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Постановлением.
Согласно Постановлению, система взаимодействия, в частности, «предназначена для решения задачи обеспечения информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций». Поэтому КИАС станет инструментов повышения эффективности исполнения государственных и муниципальных функций.
Организационные формы краевой служба координации управления адресами
- Заключить соглашение с Министерством финансов Российской Федерации (Постановлением правительства РФ от 29 апреля 2014 г. N 384 определен как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра) о запуске пилотного проекта по созданию типовой региональной адресной информационной системы (РИАС).
- Разработать КИАС в инициативном порядке и предложить Министерству финансов Российской Федерации в качестве типовой региональной адресной информационной системы (РИАС).
- Разработать КИАС в инициативном порядке и в качестве пилотного проекта внедрить как функцию Государственного архива Красноярского края. Если проект окажется полезным, предложить Государственному архиву Российской Федерации распространить его в качестве типовой региональной адресной информационной системы (РИАС).
- Краевая служба координации управления адресами может быть создана как специализированный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный Закон Российской федерации от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В этом случае служба может оказывать услуги в соответствии с соглашениями, заключенными между ней, как многофункциональным центром, и органами, предоставляющими государственные услуги, по ведению государственного адресного реестра, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги по ведению муниципальных адресных реестров, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии. Смотри Статья 5. Пункт 5. 210-ФЗ.5.
Что и как делать
Приступить к созданию краевых нормативных актов, касающихся правил ведения и использования адресных данных на территории Красноярского края
- Принять документ об общих принципах ведения адресных реестров, соответствующих требованиям федерального законодательства и краевого законодательства, предварительно согласовав его с главами муниципальных образований на территории Красноярского края.
- На основании общих принципов ведения адресных реестров на территории Красноярского края:
- Создать единый подход к наименованию и переименованию объектов внутри населенных пунктов Красноярского края, в том числе единые правила ведения каталогов наименований объектов населенных пунктов.
- Принять решение об общих правилах хранения адресных характеристик и написания адреса на основе каталогов наименований объектов населенных пунктов.
- Привести адресные реестры населенных пунктов в соответствие с принятыми правилами.
- Провести инвентаризацию исторически сложившихся адресов и поставить каждому из них в соответствие эталонный (юридически правильный) адрес.
- На основе соглашения о единых правилах ведения адресных реестров создать типовое положение об адресном реестре населенного пункта на территории Красноярского края, для тех муниципальных образований, которые не в состоянии разработать такое положение самостоятельно.
- На основе принятых соглашений разработать типовое положение о приведении исторически сложившихся адресов к эталонным.
- Разработать типовую информационную систему ведения адресного реестра муниципального образования.
- Разработать типовой электронный сервис получения эталонного адреса по исторически сложившемуся или сокращенному адресу.
- Создать КИАС как краевую подсистему ФИАС и прототип типовой региональной адресной информационной системы (РИАС).
[1] Смотри Постановление Администрации города Красноярска от 20.04.2015 г. N 236 «О порядке присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам недвижимости в городе Красноярске».
Наброски технических заданий:
Презентации: