Стратегия развития отрасли информационных технологий

В статье предложены тезисы к авторской концепции стратегии развития региональной отрасли информационных технологий с комментариями. Мотивацией к ее публикации стала серьезная недооценка значения регионального и муниципального сегментов отрасли разработки программного обеспечения.


1. Общие положения

Успешное, позитивное реформирование оказывается «зажато» между выбором наиболее эффективной траекторией трансформации, которая определена поиском оптимального соотношения между мерой вносимых изменений дестабилизирующих систему, и поддержанием ее сбалансированности, воспроизводственной целостности.

Родионов В.И. Регулирование динамики социально-экономических систем в условиях роста нестабильности внешней и внутренней среды.

В Стратегии под отраслью информационных технологий понимается совокупность российских компаний, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • разработка тиражного программного обеспечения;
  • предоставление услуг в сфере информационных технологий, в частности заказная разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;
  • разработка аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;
  • удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Стратегия разработана с учетом Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край – 2020», утвержденной указом Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 № 218-уг.

Масштаб влияния отрасли информационных технологий на край значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты.

Развитие информационных технологий является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Красноярского края, в частности

  • увеличению числа новых высокопроизводительных рабочих мест до 498 тысяч мест к 2020 году, в 1,3 раза доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году и в 1,5 раза производительности труда к 2018 году, в том числе посредством применения информационных технологий за счет совершенствования бизнес-процессов и повышения производительности труда в различных отраслях экономики;
  • включению красноярских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 году и увеличению доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 2,44 процента к 2015 году, в том числе посредством развития информационных технологий в образовании;
  • повышению в 1,4 — 1,5 раза размера реальной заработной платы к 2018 году и увеличению до 0,3 доли высококвалифицированных работников в общем числе квалифицированных кадров, в том числе посредством создания новых рабочих мест в сфере информационных технологий и других отраслях с повышенными требованиями к квалификации работников.
  • движению преимущественно сырьевой направленности экономики региона в сторону индустриального развития за счет увеличения доли произведенной продукции и экспорта отрасли информационных технологий;
  • повышению производительности труда за счет ускоренного внедрения информационных технологий в важнейшие сферы экономики и улучшению общего инвестиционного климата в Красноярском крае.

Средний возраст сотрудников в компаниях отрасли не превышает 30 лет. В ближайшие 10 лет сфера информационных технологий Красноярском крае может возрасти в несколько раз.

Кроме того, развитие отрасли необходимо для перехода к новому постиндустриальному технологическому укладу общества.

Реализация мероприятий Стратегии позволит поддержать средний темп роста отрасли информационных технологий на уровне, значительно превышающем средний темп роста валового внутреннего продукта (не менее чем в 3 раза за весь период).

2. Состояние и перспективные направления развития отрасли информационных технологий

За последние 20 лет количество компаний разработчиков ИС(информационных систем) сократилось более чем в 10 раз(это особенно относится к компаниям разработчикам ПО). Сейчас их в Красноярске не более 5.

Освободившееся место на красноярском рынке занимают сторонние компании из Москвы, Санкт-Петербурга, т.д. У сторонних компаний есть один системный недостаток: большие накладные расходы.

Поэтому, в разряд неэффективных работ попадают все те работы, которые требуют тщательного изучения и реализации индивидуальных требований заказчиков.

Совокупность таких работ могла бы создать экономическую нишу для количественного и качественного развития красноярских компаний, относящихся к категории малого и среднего бизнеса.

Если в целом по стране отечественная отрасль информационных технологий удовлетворяет потребности российского рынка менее чем на 25 процентов, то индивидуальные потребности краевых заказчиков удовлетворяются не более на 5 процентов. Ситуацию усугубляет негативный эффект от нескоординированного внедрения федеральных информационных систем, который проявляется в дополнительных затратах на организацию взаимодействия между различными программными продуктами.

2.1. Роль края в развитии отрасли информационных технологий

До 2030 года Правительство Красноярского края должно реализовать системный подход к улучшению условий для развития отрасли информационных технологий с учетом анализа результатов предыдущего периода.

Приоритетом Красноярского края станут информатизация муниципальных предприятий и органов муниципальной власти, обеспечивающих высокую производительность труда и эффективность отраслей, дающих основной вклад развитие экономики Красноярского края.

За последние годы в Красноярском крае создана инфраструктура электронного правительства (ЕНИСЕЙ-ГУ, ЕНИСЕЙ-ГИС).

Дальнейшая информатизация на территории края строится на следующих принципах:

  • Приоритетным направлением использования информационных технологий, созданных и совершенствуемых в крае для взаимодействия «по существу (вопросов)», т.е. для:
  • сокращения времени выполнения административных процессов органами государственной и муниципальной власти, а также службами управления коммерческими предприятиями;
  • сокращения количества возможных ошибок и неточностей в исходных данных, необходимых для подготовки решений;
  • повышения качества государственных и муниципальных услуг, предоставленных представителям бизнеса, в том числе малого и среднего;
  • повышения качества государственных и муниципальных услуг, предоставленных жителям края;
  • создания программного обеспечения для высокотехнологичных видом деятельности;
  • оказания поддержки перевода услуг представителей малого и среднего бизнеса в электронную форму.
  • Обязательное наличие системы «обратной связи» от жителей края и представителей бизнеса по вопросам качества используемых информационных технологий;
  • Развитие информационных технологий в крае для их использования жителями края (например, развитие доступной для граждан электронной цифровой подписи или ЭЦП)
  • Вновь создаваемое программное обеспечение и информационные системы должны обладать способностью подключаться к системам обработки больших данных при помощи типовых интерфейсов;
  • Средой взаимодействия при организации систем обработки больших данных для органов краевой власти и органов местного самоуправления должна стать ЕНИСЕЙ-ГУ;
  • Для организации электронного взаимодействия в рамках частно-государственного партнерства среда ЕНИСЕЙ-ГУ должна быть развита до возможности обеспечения информационного взаимодействия представителей бизнеса между собой, а также с органами краевой власти и местного самоуправления;
  • Основой среды интеграции данных на краевом уровне должна стать Енисей-ГИС;
  • Вершиной системы обработки больших данных должна ситуационная комната с набором разлитых постоянно обновляемых аналитических данных, а также мониторами отслеживания непрерывных процессов.

3. Основные направления реализации Стратегии

  1. Развитие законодательной базы Красноярского края для преимущественного использования внутри региона ИТ-ресурсов собственного краевого производства, а не федерального.
  2. Развитие кадрового потенциала и образования отрасли информационных технологий. Компании отрасли информационных технологий сталкиваются с дефицитом кадров и недостаточно высоким уровнем их подготовки, а также массовым оттоком специалистов в центральные районы России и в зарубежные страны.
  3. Стимулирование работы высококвалифицированных специалистов отрасли информационных технологий в крае.
  4. Популяризация информационных технологий как сферы деятельности
  5. Исследовательская деятельность в области информационных технологий. В частности, создать открытый фонд «Типовых управленческих процессов».
  6. Поддержка развития малого бизнеса.
  7. Информатизация экономики и долгосрочный заказ на информационные технологии со стороны Красноярского края.
  8. Повышение грамотности населения в области информационных технологий.
  9. Статистическое обеспечение и актуализация краевых классификаторов отрасли информационных технологий. В частности, создание краевого адресного справочника.
  10. Внешние условия развития отрасли информационных технологий.
    • развитие электронного документооборота, в первую очередь, путем привлечения краевых компаний, знающих индивидуальные требования заказчиков;
    • открытие данных краевых и местных органов власти, путем интеграции их в среде ЕНИСЕЙ ГИС;
  11. Привлечение частных (в т.ч. краевых) инвестиций в развитие отрасли информационных технологий.
  12. Формирование в федеральном пакете (для отрасти ИТ) «лучших практик» использования (в Красноярском крае) информационных технологий… для их дальнейшего тиражирования по другим субъектам.
  13. Создание технологических площадок для тестирования информационных технологий, в том числе из других регионов.

4. Краевые индикаторы развития отрасли информационных технологий

  1. Размер краевой отрасли информационных технологий.
  2. Объем тиражного программного обеспечения компаниями, зарегистрированными на территории Красноярского края;
  3. Объем услуг заказной разработки программного обеспечения;
    • Объем услуг разработки программного обеспечения для краевых органов власти;
    • Объем услуг разработки программного обеспечения для органов местного самоуправления;
    • Объем услуг разработки программного обеспечения для бизнеса;
  4. Объем услуг системной интеграции
  5. Объем внутреннего рынка
  6. Объем продаж тиражного программного обеспечения
  7. Объем продаж услуг
  8. Объем продаж оборудования и аппаратно-программного комплекса
  9. Индекс использования программного обеспечения:
    • краевыми органами власти;
    • органами местного самоуправления;
    • бизнес сообществом;
    • жителями края.
  10. Индекс удовлетворённости информационными технологиями:
    • краевыми органами власти;
    • органами местного самоуправления;
    • бизнес сообществом;
    • жителями края.

 

Комментарий к Стратегии

О необходимости перехода от «реактивной» к «активной» модели управления

Понятия «реактивной» и «активной» модели управления введены в работе Игоря Ансоффа [2] и развиты в работе Вячеслава Родионова[3]

Эффективность активной модели управления определяется многими качественными характеристиками достигаемой с помощью этой модели цели (или целей).

Поэтому «активная» модель управления основанная обычно на принципе Шухарта-Деминга («планируй», «делай», «проверяй», «корректируй») обязана собирать, хранить, анализировать, классифицировать, и, наконец, использовать информацию в своих процессах. И этой потребностью в информации о себе самой «активная» модель управления, рождает спрос на информационные системы, которые подобно микроскопическим насосам собирают данные, вводимые каждым участником системы управления, а затем строго дозированным образом обеспечивают этими данными административные и производственные процессы.

Эффективность «реактивной» модели определяется скоростью реакции на внешний вызов: приказ начальника, пожар, наводнение, война и т.д. Если скорость исполнения приказа начальника является доминирующей в системе управления, то любые попытки сбора данных и сохранения данных, которые использованы в процессе исполнения приказа будут любым исполнителем неизбежно восприниматься как дополнительные затраты труда, несущие в себе угрозу вызвать начальственный гнев.

Кроме того, процедуры сбора, хранения и предоставления внутренних данных «реактивной» системы управления всегда управляются внутренним регламентом информационной системы. В тоже время, эффективность «реактивной» модели управления во многом базируется на том, что отсутствие (или ограниченное количество) регламентирующих правил в системе управления образует большое число свобод для ближайших и последующих решений. И часто регламент информационных систем с точки зрения участников системы управления входит в противоречие с привычкой пользоваться значительной свободой в принятии решения.

Представьте себе очередь в Сбербанк или Налоговую инспекцию, которая управляется информационной системой «Электронная очередь». Вы приходите, получаете через терминал талончик с номером очереди. В скором времени вы понимаете, что стоять придется 2-3 часа. В такой ситуации кто-то разворачивается, уходит и не возвращается. В результате случаются казусы, когда в зале ожидания находится один человек, но пока в соответствии регламентом не пригласят всех не дождавшихся своей очереди граждан, не обслужат и единственного присутствующего человека

Поэтому в рамках «реактивной» модели управления могут быть востребованы только внешние информационные системы, которые собирают данные за пределами этой системы управления, посредством внешних по отношению к этой системе сотрудников и ресурсов. Примерами, таких внешних систем, широко используемых в органах федерального, регионального и муниципального управления являются, например, «Консультант Плюс», «Гарант», «Дубль ГИС» и т.д.

По этой же причине значительно сложнее обстоит дело с реальным (а не на бумаге) внедрением информационных систем на основе концепции ERP (англ.Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), так как «активная» модель управления является необходимым условием для эффективного применения таких информационных систем.

Информационные системы, включенные в «реактивную» систему управления, либо не оказывают существенного влияния на эффективность системы управления, либо снижают ее эффективность. Поэтому единственно возможный взгляд на них– это взгляд, акцентированный на затратах, необходимых для приобретения и поддержания информационных систем. То есть информационные системы для систем управления – затратный механизм, и подчас весьма затратный.

Но, существуют ситуации, когда взгляд на информационную систему только как источник затрат весьма не полный.

Необходимость развития особой отрасли, специализирующейся на разработке информационных систем для совершенствующейся и изменяющейся модели управления

Повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности региона, совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий не может быть достигнуто только за счет инфраструктурных и образовательных проектов. Параллельно с этими проектами в крае необходимо воссоздавать и развивать, практически разрушенную к настоящему моменту, отрасль по производству информационных систем для нужд управления.

Как уже говорилось в предыдущем пункте только работающие информационные системы придают смысл любому инфраструктурному проекту и только информационные системы могут сделать окупаемыми значительные вложения в инфраструктуру Электронного правительства Красноярского края.

ИТ-отрасль – это не только связь

ИТ-отрасль это не только связь, как это следует из подраздела «Меры стимулирования развития информационно-коммуникационного комплекса»:

    • «С целью развития «развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры содействие привлечению инвестиций в отрасль с использованием механизмов государственно-частного партнерства»;
    • координация действий операторов связи и иных субъектов хозяйственной деятельности по развитию сетей связи общего пользования;
    • обеспечение равных конкурентных возможностей для операторов связи, осуществляющих деятельность на территории края».

ИТ-отрасль это еще и разработка программного обеспечения, важнейшими из которого являются информационные системы для органов власти различного уровня, а также предприятий.

ИТ-отрасль – залог эффективности деятельности организаций и органов власти

Информационные системы- это автоматизация офисного труда. По оценкам западных специалистов: «даже в производственных компаниях цена, как правило, лишь на 20% определяется прямыми затратами труда в производстве, а оставшиеся 80% цены определяются затратами иного рода, которые закладываются в продукт на этапе разработки или связаны со вспомогательными видами деятельности и планированием (финансами, трудовыми ресурсами, разработкой продукта, снабжением, конструированием и т. д.)«.[1]

Игнорировать влияние офисного труда на эффективность работы предприятия (органа власти) и качество производимой продукции (услуг) — это значит увеличивать риск неконкурентоспособности продукции, произведенной в Красноярском крае.

Поэтому не заботясь о производительности и эффективности труда в офисной сфере, мы обрекаем край на отставание.

Разработка программного обеспечения –современная высокотехнологичная отрасль.

Разработка программного обеспечения относится это высокотехнологическая отрасль, основы которой составляют компании малого и среднего бизнеса(МСБ).

Технологически развитые малые и средние компании в России на 4 % быстрее создают новые рабочие места и на 15 % быстрее наращивают выручку, что является необходимым условием является необходимым условием конкурентоспособности и «выживаемости» бизнеса, говорят эксперты Boston Consulting Group (BCG).

Без программного обеспечения невозможен практически ни один вид деятельности из категории высокотехнологичных.

Поэтому развивая отрасль разработки программного обеспечения и при грамотном использовании информационных систем следует ожидать:

      • повышения:
        • качества создаваемой в крае продукции,
        • производительности труда в крае,
        • эффективности деятельности органов власти и краевых и муниципальных предприятий, при грамотном использовании информационных систем;
      • стимулирования открытия высокотехнологических компаний, использующий программное обеспечение в своей деятельности;
      • уменьшения миграционного оттока из края молодых, желающих работать в современных высокотехнологичных отраслях.

Разработка программного обеспечения относится это высокотехнологическая отрасль, основы которой составляют компании малого и среднего бизнеса(МСБ).

Три шага навстречу информационному пространству Красноярского края

Для создания общего информационного пространства Красноярского края в первую очередь нужно сосредоточиться на следующих трех шагах:

  • Модернизация (преодоление недостатков) краевой СМЭВ – Енисей-ГУ;
  • Создание и развитие системы общедоступных краевых сервисов;
  • Создание краевых обменных форматов.

Преодоление недостатков Енисей-ГУ(Региональной СМЭВ)

Модернизация Енисей-ГУ должна быть выполнена для достижения следующих целей:

  • Обеспечить возможность подключения к Енисей-ГУ информационной системы без участия разработчика Енисей-ГУ;
  • Реализовать в Енисей-ГУ механизм подключения общекраевых классификаторов и справочников, общедоступных сервисов, краевых обменных форматов;
  • Реализовать в Енисей-ГУ каталог информационных систем, включающий краткое описание назначения ИС, правил обращения и форматы передачи запроса и получения ответа (далее Метаданные ИС) по аналогии с механизмами геопорталов;
  • Реализовать в Енисей-ГУ механизм поиска и организации автоматического взаимодействия ИС по их метаданным;
  • Реализовать механизм передачи собственных состояний ИС (смотри, например, сервис «Отслеживание почтовых отправлений» Почты России).

Создание системы общедоступных краевых сервисов

  • Система общедоступных краевых сервисов должна предоставлять доступ к краевым ресурсам, обеспечивающим интеграцию данных различных ведомств:
  • Картографическим материалам через портал Енисей-ГИС;
  • Классификаторам и справочникам, таким как адреса;
  • И т.д..

Создание краевых обменных форматов

  • Создание краевых обменных форматов должно быть выполнена для достижения следующих целей:
  • Обеспечения организации взаимодействия краевых ИС, краевых и муниципальных ИС, а также муниципальных ИС;
  • Выделения стандартных классификаторов и справочников, необходимых для организации взаимодействия ИС, и внесения их в очередь для разработки общедоступных сервисов на основе их данных.

 

 

Литература

  1. Джордж Л. Майкл «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Л. Джордж; [пер. с англ.] — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. М Экономика. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. –520 с.
  3. Родионов В.И. Регулирование динамики социально-экономических систем в условиях роста нестабильности внешней и внутренней среды. М Спб «Нестор-История», 2012. –394 с.
This entry was posted in Блог and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *