Игра на третьей волне с благодарностью к «Красноярск.Биз»

Рисунок Наталии Кабановой.

В своей книге «Третья волна» Элвин Тоффлер пишет: «Первая волна перемен была вызвана внедрением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад. Вторая волна перемен связана с промышленной революцией. Мы — дети последующей трансформации, третьей волны».

 

Рисунок Наталии Кабановой


Играть в Игру может не каждый. Противопоказания к ней имеют лица, обладающие «живыми для чести сердцами», у которых велика вероятность нервных заболеваний. Все остальные лица, чувствующие себя уютно «по ту сторону добра и зла», вполне могут попробовать свои силы.

Возможность играть в Игру возникает оттого, что люди, обладающие деньгами или имеющие возможность распоряжаться ими, не осознают смысла тех изменений, которые происходят вокруг них. Люди, наделенные государственной властью, не понимают, как можно укрепить эту власть, контролируя содержимое электронных баз данных и знаний. Бизнесмены не понимают, как получить прибыль, используя реорганизацию бизнес-процессов на основе тотального контроля за своей бизнес-информацией. Поэтому основная трудность Игрока заключается в том, чтобы уговорить человека, который имеет доступ к финансовым ресурсам, выделить деньги на «то, не знаю что». С другой стороны, если Игрок сможет получить финансирование на это «не знаю что», он с лихвой сможет окупить затраты своих сил и времени, поскольку после получения денег ему можно будет совсем ничего не делать. Ему, возможно, иногда придется убеждать заказчика в том, как хорошо сидит на нем вновь сшитое, но фактически отсутствующее «информационное платье». Однако, как показывает практика, такие усилия не нужны вовсе.

Нам не понаслышке знакома эта тема: нам повезло оказаться наблюдателем нескольких отчаянных партий Игры, вплотную наблюдать за действиями весьма одаренных Игроков. Приведенное ниже описание приемов Игры — это в первую очередь обобщение нашего личного опыта, хотя, без сомнения, и в остальных случаях Игра ведется ровно так же.

Откуда взять деньги

Игра состоит из нескольких основных этапов, некоторые из которых в по ходу действия можно будет миновать. Это этап поиска финансирования, создания Концепции либо Программы информатизации, Конкурс на право выполнения работ, собственно выполнение работ (этот этап является самым необязательным), составление отчета и получение вознаграждения и, наконец, внедрение результатов работы.

Сорвать при Игре на третьей волне крупный куш — очень большая удача, тем более в регионах. Поэтому играют в нее в основном чиновники среднего уровня, руководители небольших фирм и прочие субъекты без олигархических замашек. И хотя Игроку может повезти принять участие в игре, например, на средства займа Международного банка реконструкции и развития, обычно ему приходится довольствоваться деньгами, перечисляемыми по федеральным или региональным целевым программам.

Тем не менее, бюджеты, выделяемые в рамках даже региональных целевых программ, вполне стоят того, чтобы начать игру за их освоение. Например, по некоторым из программ информатизации, которые в настоящее время работают в Красноярском крае, предполагается выделять суммы порядка 50 млн рублей в год, а общий объем финансирования этих программ составляет до нескольких сотен миллионов рублей.

Счет при освоении денег, выделяемых на финансирование целевых программ, может идти на десятки и сотни миллионов рублей. Так, например, по краевой целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003–2007 годы» планируется выделение 43,4 млн рублей в год. А финансирование краевой целевой программы «Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе создания автоматизированной системы управления бюджетным процессом Красноярского края на 2004–2005 годы» предполагает выделение 47,0 млн рублей в год, общий же объем финансирования составляет 380,3 млн рублей.

Как устроены денежные мешки

Список участников Игры не исчерпывается самими Игроками. Каждая Игра подразумевает участие денежного мешка, или, если говорить в традиционных терминах, Заказчика — руководителя организации, которого должен обаять Игрок, чтобы тот открыл финансовые потоки.
Можно выделить два полярных типа Заказчиков. Первый тип — это заказчик, имеющий проблемы в сфере управления и желающий их решить посредством применения информационных технологий. Второй — заказчик, которому наплевать и на сферу деятельности, в которой он работает, и на предприятие, которым он управляет, и на то, как работают его подчиненные. Однако в чистом виде заказчики что одной, что другой категории практически не встречаются, в реальности чаще имеет место комбинация этих типов.

Заказчики первой категории будут выклянчивать из Игрока хоть какие-то реальные результаты их работы, правда, не совсем ясно представляя, в чем они должны заключаться. А Игра на третьей волне — это не работа. Более того, перефразируя Бабеля, скажем, что Работа начинается там, где кончается Игра, а Игра начинается там, где кончается Работа.

Поэтому опытные Игроки выбирают заказчиков поближе ко второй категории. Особенно хороши в качестве заказчиков представители федеральных органов управления, заказывающие типовые проектные решения для субъектов федерации, или представители субъекта федерации, делающие заказ для нужд муниципальных образований. В этом случае Заказчик не имеет и не хочет иметь представления, что должны получить органы управления более низкого уровня.

Встает интересный вопрос: зачем Заказчику это нужно? Чаще всего затем, чтобы обеспечить дополнительными финансовыми ресурсами некоторые из подведомственных учреждений. Деньги на информатизацию чиновники легко интерпретируют как дополнительный стабилизационный (или карманный) фонд. В этом случае никаких работ по автоматизации от получателя денег не ждут. В обмен на финансирование такие Заказчики обычно требуют только формальный отчет, который можно показывать налоговым инспекторам и сотрудникам Счетной палаты.

Ложка дегтя

Целевые программы, к сожалению, необходимо готовить. Это неизбежная плата за радость Игры. Целевая программа может быть принята только на основании пакета документов, которые создают впечатление необходимости выполнения мероприятий, включенных в программу. Первым документом может быть документ, озаглавленный «Концепция…», «Программа…». Второй документ — это список пунктов программы с суммами денежных средств, необходимых для их реализации.

Если существует федеральная программа, первый документ не нужен вовсе, вполне достаточно списка мероприятий программы с суммами их финансового обеспечения. Но это работа радостная, поскольку Игрок сам себе назначает финансовое вознаграждение. Как писал поэт Юлий Ким: «И разве мой талант и мой душевный жар не заслужили скромный гонорар?»

Для написания хорошей концепции либо программы есть несколько рекомендаций, которые мы приведем здесь. Так, Игроку, который взялся столь ответственное дело, необходимо помнить о главном: в тексте документа ни в коем случае не должно упоминаться о том, какие конкретные результаты должны быть достигнуты при ее реализации. Еще лучше, если Игрок даже не упоминает о системе управления регионом, районом, городом, совершенствованию которой посвящен документ. Не надо говорить ни о каких «существенных улучшениях в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания, оперативность».

Лучше всего начать с тезиса о создании общего информационно-коммуникационного пространства региона и его роли в мировом информационном пространстве. Дальше можно упомянуть о необходимости массового создания информационных ресурсов общего доступа, о структурировании и унификации информационных ресурсов. Затем желательно упомянуть о развитии информационно-коммуникационных сетей и технологий, совершенствовании инфраструктуры доступа и стоимости доступа к информации. И, наконец, как апофеоз — несколько слов о глобальном информационном обществе.

Документу необходимо придать вес в граммах и страницах. Он должен быть в меру упитанным для того, чтобы производить впечатление серьезного труда. Для решения этой задачи можно использовать стандартный наполнитель: например, сообщить, что в большинстве организаций региона, где предлагается выполнение программы, используются различные версии Windows или MS DOS и только в редких случаях UNIX.

Излишне любопытному читателю не вредно будет узнать, что к числу наиболее используемых распределенных систем управления базами данных в крае относятся Microsoft SQL, Oracle и Interbase. Не стоит бояться переборщить с терминами, названиями технологий и марками программных продуктов — все равно никто этого читать не будет. Даже недоброжелателю, который возьмется за внимательное изучение этого труда, на это возразить будет нечего — кто же станет спорить с тем, что пользователи работают в различных версиях Windows?

Как выиграть конкурс

Типовое положение о конкурсе включает в себя следующий параграф: «С целью выбора победителей оценка каждого участника конкурса осуществляется каждым членом конкурсной комиссии по следующим критериям: стоимость работ; сроки выполнения работ».
Для того чтобы получить доступ к финансированию, Игроку недостаточно найти Заказчика и написать целевую программу (с последним, вообще говоря, может справиться и сам Заказчик). Для соблюдения всех ритуалов — а в Игре ритуалы очень важны — ему необходимо выиграть конкурс на право выполнения работ по программе.

Самое главное, что нужно знать Игроку о конкурсах на выполнение работ по целевой программе, заключается в следующем: победители определяются по двум критериям: стоимости и срокам выполнения работ. В переводе на обычный язык это значит, что никого не интересует, будет ли Игрок выполнять какие-либо работы по программе, выиграв конкурс. Главное для конкурсной комиссии — умозрительная экономия государственных денег. Скажем, заявлено работ на 2 миллиона рублей, а выиграл претендент, предложивший 1,5 миллиона рублей — конкурсная комиссия сэкономила 0,5 миллиона рублей.

Поэтому практически беспроигрышным конкурсным предложением станет предложение, выполненное по следующему шаблону:
Конкурсное предложение на выполнение работ

  1. Состав работ: Ничего делать не будем.
  2. Результаты работ: Результатов не предвидится.
  3. Стоимость работ: в 1,5–2 раза меньше, чем заявлено.
  4. Срок выполнения: на следующий день после конкурса.

Конечно, реальные конкурсные заявки не содержат фраз типа «ничего делать не будем» или «результатов не предвидится». Они заменяются, например, сентенциями о создании или развитии информационно-коммуникационного пространства. Суть конкурсного предложения от этого не меняется.

Искусство Игрока заключается в том, чтобы выиграть конкурс, сбросив с заявленной суммы как можно меньше. Для этого, как говорят создатели теории реинжиниринга бизнес-процессов Майкла Хаммера и Джеймса Чампи, необходимо изучать конкурентов. Среди них могут быть как другие Игроки, так и Работники. Вторые отличаются от первых тем, что пытаются предложить как можно больший объем работ, а также привлечь заказчика качеством их исполнения. Они считают каждый рубль и с трудом укладываются в заявленную сумму. Поэтому чем больше среди конкурентов Работников, тем меньше можно сбрасывать цену.

Настоящими конкурентами в конкурсе являются Игроки. Для их изучения можно изучать психологические особенности руководства конкурирующей организации, а еще лучше — можно завести информатора или даже агента влияния.

Самое главное

Как мы уже отмечали выше, результат работ в области информатизации — это отчет о выполненных работах. Заказчику обычно больше ничего и не нужно. Существуют несколько простых универсальных рецептов, которые помогут Игроку приготовить отличный отчет. Так, Игроку не стоит задумываться над названием документа: можно взять либо стандартное «Отчет о выполненных работах», либо более солидное выражение, например, «Комплексное обследование и системный анализ». Не помешает наличие на титульном листе непонятных Заказчику аббревиатур, таких как ARIS, IDEF0, IDEF3, DFD, Workflow, BPM, UML.

Во введении крайне желательно привести рассуждения о необходимости реорганизации бизнес-процессов с цитатами из теоретиков в этой области, таких как Майкл Хаммер и Джеймс Чампи или Август-Вильгельм Шеер. Также желательно поместить во введение рисунок, иллюстрирующий что-нибудь неопровержимо банальное. Текст будет выглядеть внушительнее, если он будет содержать часть рассуждений из Концепции и программы информатизации.

3WaveGamesCircuit

В основном блоке текста хорошо будут смотреться схемы и диаграммы, выполненные средствами Rational Rose или Microsoft Visio. Содержание схем должно быть простым и бесспорным. Лучше всего использовать для таких целей схему структуры организации, обработки документов, движения товаров. Что касается принципов построения текста, то они описаны выше.

В качестве примера хорошего стиля написания отчета можно привести следующий отрывок: «В ходе работы были приняты решения, сочетающие преимущества налаженных технологий регистрации (propriety systems), применявшихся в каждом из регионов до прихода туда нашей компании в качестве разработчика-автоматизатора, и высокотехнологичных подходов, основанных на применении передовых СУБД Oracle и MS SQL и разработанных аналитиками нашей компании алгоритмах процессов и новых структурах данных системы. В качестве определяющих критериев были выбраны минимизация затрат на переобучение персонала, привязка вновь разрабатываемых структур к характерным для каждого региона уже имеющимся структурам данных, индивидуализация ведения разработки для каждого из партнеров-участников проекта. Все это оказалось осуществимо благодаря технологии сквозного проектирования, широко применяющейся нами в ходе работы над системами такого масштаба».

В заключении желательно привести список этапов разработки системы. Для разнообразия озаглавить его можно как-нибудь игриво, например, «Этапы большого пути». Не следует забывать указать на перспективные направления развития системы — ведь Игроку нужно закладывать основание для продолжения Игры. Лучший отчет о выполненных работах, о котором нам приходилось слышать, был следующим. Игрок доказывал Заказчику, что все выполненные работы — это содержание голов его подчиненных. Несведущие люди могут смеяться, могут пребывать в недоумении, но посвященный в Игру человек оценит красоту этого варианта. Во-первых, Заказчик все равно должен отдать деньги, поскольку уже определен бюджет, и во избежание возникновения административных проблем он должен быть непременно освоен (это особенно важно, если речь идет о государственных учреждениях). Во-вторых, Заказчик совсем не хочет видеть отчет, в котором он ни слова не понимает — такой отчет его несколько угнетает. В-третьих, если отчет находится в головах, то это знак Заказчику, что ему нужно продлить контракт, так как отчет из голов нужно извлечь на бумагу. А вы говорите — Кафка! Кстати говоря, Игрок из этого примера успешно сдал отчет Заказчику.

Этап изощренного садизма

Главная опасность, которая подстерегает участника Игры на третьей волне — внедрение разработанной системы. Заказчик благосклонно принимает все отчеты Игрока, подписывает акты и перечисляет средства до тех пор, пока не поймет, что ему придется работать с созданной системой. Если такое подозрение у него зародится, он начнет выяснять, как ему использовать плоды труда Игрока. И как только Игрок начнет говорить о необходимости организационных усилий со стороны Заказчика, тому система сразу перестанет нравиться. Он бы хотел, чтобы результаты работы Игрока или вообще не попадалась ему на глаза, либо стояла в сторонке наподобие автомата с кофе — подошел, нажал кнопку, получил порцию напитка и ушел.

Однако здесь есть выход. Игроку необходимо заранее позаботиться о том, чтобы заключить договор на более высоком уровне управления, чем тот, который несет ответственность за внедрение. В этом случае ему необходимо будет лишь выгрузить Заказчику программное обеспечение на его территории, подписать акт о том, что он передал нечто в руки Заказчику и бежать за деньгами в финансовое управление либо бухгалтерию. Немаловажная деталь — не забыть включить в раздел новостей сайта Игрока сообщение о том, что он успешно внедрил систему таком-то учреждении в таком-то регионе.

Есть и другой способ внедрения без внедрения. Игрок рассылает свои программы всем указанным в договоре потребителям продукции и ждет замечаний. С очень большой степенью вероятности потребители даже не смогут установить присланную систему и от стыда за свою беспомощность или от лени писать замечания не станут. Через пару месяцев Игрок может идти по кабинетам учреждения, которое должно оплатить его работу, с удовлетворением рассказывая нужным чиновникам, что за два месяца ему не пришло ни одного замечания. Поскольку чиновники не любят думать о худшем, они наверняка истолкуют эти утверждения в лучшую сторону.

Однако есть и такие Игроки, которым доставляет наслаждение заставить Заказчика с разработанной им системой. Раньше мы уже упоминали о том, что Игрок обычно ничего не производит, и в большинстве случаев единственный результат его трудов — это отчет о проделанной работе. Однако встает вопрос: откуда у Игрока система, которую можно внедрять? Все дело в том, что людей, которые изначально были Игроками, совсем немного. В основном это бывшие Работники, которые в этом качестве разрабатывали некие Программные Продукты, однако затем превратились в Игроков, поняв, что играть и выгоднее, и легче. Перейдя в другую категорию, бывшие Работники пытаются извлечь для себя преимущества из факта наличия Продукта. Такой категории Игроков иногда очень хочется, чтобы заказчик работал с его Продуктом, но таким как есть. Игрок не собирается адаптировать его под нужды нового заказчика, добавлять недостающие функции и даже исправлять существующие ошибки.

Для решения этой хлопотливой задачи ему нужно использовать административный ресурс, или проще — договориться с руководством организации-Заказчика. Способы использования этого ресурса очень разнообразны, и их описание выходит за рамки данного обозрения.
Договорившись с руководством, Игрок определяет главное направление удара — отдел информационных технологий, который и будет заниматься внедрением. В наилучшем случае Игрок внедряет в штат организации-Заказчика агента влияния в ранге, скажем, заместителя директора, курирующего отдел ИТ. Основных обязанностей у этого персонажа три: с настойчивостью попугая повторять, что Продукт обеспечит полную автоматизацию деятельности Заказчика; не допускать и подавлять любую критику Продукта; регистрировать тех, кто будет спорить с тезисом о полной автоматизации с помощью Продукта.

Дальше Игрок начинает работу с сотрудниками отдела ИТ. Их можно припугнуть штрафами, которые они будут платить за неработоспособность Продукта — несмотря на всю абсурдность такого метода, он прекрасно работает, тем более что сотрудники ИТ-отделов редко юридически образованны настолько, что смогут доказать незаконность таких требований. Молодым и нацеленным на карьеру сотрудникам можно пообещать повышение. Но самым эффективным будет полное расформирование отдела ИТ и создание на его основе нового, где останутся один-два сотрудника, которые будут лезть из кожи вон, внедряя Продукт и умалчивая об обнаруженных недостатках.

Послесловие

Krasnoyarsk_Biz

С момента публикации этой статьи на портале «Красноярск.Биз» прошло больше одиннадцати лет (11.10.2004). Быстро идет время…
Игра, подобно вирусу гриппа, мутировала. Несколько изменились формат и правила Игры, например, появились электронные площадки.

У автора накопилась масса наблюдений за игроками следующего поколения с настолько неординарным вкладом в Игру, что порой очень хотелось осовременить эту статью описанием новейших достижений в методах ведения Игры.

Но, судя по отзывам читателей («Чувак, ты глубоко в теме, давай замутим это вместе»), обзора методов Игры недостаточно. Нужна развернутая монография в стиле трудов Ричарда Коха «80/20. Главный принцип высокоэффективных участников Игры». На такой труд пока не хватает времени — принцип «80/20» автор так и не освоил

Но, не изменилась суть Игры, привлекающей все новых и новых игроков. И неизменна благодарность к закрытому в прошлом году порталу «Красноярск.Биз», взявшему на себя смелость ознакомить своих читателей с основами Игры на третьей волне

Прежнее место размещения: http://www.torins.ru/support/blogs.php?page=post&blog=gladkov&post_id=108

This entry was posted in Блог and tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *